Головна » Юристу » Аналіз законодавства » О рисках и подводных камнях “нулевого” декларирования.
Аналіз законодавства Консультації Це цікаво

О рисках и подводных камнях “нулевого” декларирования.

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Парламент работает в режиме “бешеного принтера“, печатая все новые и новые законопроекты. Многие – сложные, новые, неоднозначные. Качественно разобраться с ними в сжатые сроки невозможно. Так, может, не будем спешить? Может, проработаем тщательно, нам ведь потом по этим законам жить?

Более подробно хочется поговорить о законопроекте №1232, которой находится на рассмотрении в налоговом комитете и предполагает проведение так называемой “налоговой амнистии“. Почему-то многие считают, что этот законопроект не о нас, а о “барыгах, которые на нас наживаются и налогов не платят“.

Но все совсем иначе. Законопроект пришел “за средним классом“. Он не затронет нищих, почти не затронет очень богатых людей. А вот средний класс – очень даже. 

Для начала напомним, что налоговая амнистия – это только начало глобальной реформы налогообложения физических лиц. Амнистия, в том числе, предусматривает внедрение непрямых методов контроля расходов, а чуть позже – автоматический обмен налоговой информацией и отмену банковской тайны. Так что рассматривать законопроект №1232 нужно с учетом планируемого “светлого будущего“.

Авторы законопроекта предлагают физлицам подать одноразовую специальную декларацию, в которой отразить все активы, которые были приобретены за доходы, полученные с нарушениями налогового и прочего законодательства (в первую очередь “прочее законодательство“ – это валютное и таможенное законодательство). По идее, все добровольно. Но декларировать или нет, среднему классу и просто “богатым“ людям нужно решить как можно быстрее. И желательно в этом году, потому что в следующем уже будет поздно. Ведь риски – огромны!

Согласно пункту 11 законопроекта:

“Физические лица, которые не воспользовались специальным декларированием, считаются такими, что подтвердили по состоянию на 1 января 2020 года незадекларированные доходы соответствующих предыдущих налоговых периодов на общую сумму 300 тыс. грн. Для целей налогообложения считается, что декларант имеет незадекларированные доходы в указанном размере в денежной форме и национальной валюте, или приобрел за их счет соответствующие активы. Такие доходы считаются амнистированными без любых дополнительных условий. Уплата налогов по таким доходам не требуется“.

Вроде бы все понятно: каждому разрешили “бесплатно“ уклониться на 300 тысяч. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. В данном случае предложено всего два возможных варианта:

  1. Вы имеете неналогообложенные активы и декларируете их, уплачивая налог по льготной ставке (2,5 – 10%);
  2. Вы ничего не декларируете, и считается, что у вас есть 300 тыс. грн.

И все, третьего варианта нет.

Законопроектом не предусмотрено, что у человека могут быть активы, которые были приобретены на “честные“ доходы, с которых уплачены налоги.   Конечно, многие скажут, что в законопроекте идет речь только о том, что “уклонилось“. А о “праведно налогобложенном“ вообще ничего не сказано.

Но давайте вспомним о перспективе. О том, что впереди у нас непрямые методы, которые будут отлавливать крупные расходы физических лиц и сравнивать их с задекларированными доходами. Это выглядит так: у гражданина Петренко на 1 января 2020 года было 300 тыс. грн., за год он заработал 200 тыс. грн., но купил квартиру за миллион. “Откуда взялись недостающие полмиллиона?“, – именно такой вопрос зададут налоговики. Не сможешь объяснить – плати налог с превышения. Потому что получается, что Петренко где-то получил доход, но не задекларировал его. А почему на 1 января 2020 года было именно 300 тыс.грн.? Да потому что это “разрешенный амнистированный неналогообложенный доход“ по законопроекту №1232.

Теоретически, сумма имеющихся у человека праведно налогообложенных денег (и прочих активов) может быть отображена в законопроектах, которые будут вводить непрямые методы и контроль затрат. Предположительно, это произойдет весной 2020 года. Но нет никакой уверенности, что парламент исправит пробелы в законодательстве. Да и сомнения гложут.

  • Во-первых, весной у законодателей голова будет болеть именно из-за косвенных методов.
  • Во-вторых, кто захочет дважды проводить разовое декларирование.
  • В-третьих, мы видим какое сейчас качество законопроектов.

Например, в том же законопроекте №1232 упустили базу налогообложения для такого объекта как “доходы“. То есть, для активов база есть, а для доходов – нет, хотя это обязательный элемент налога (см. пп.7.1.3. п.7.1. статьи 7 Налогового кодекса). И очевидно, что случится, если не будет надлежащим образом прописана “точка нуля“. С большой вероятностью будет повторная уплата налогов с полной стоимости активов, когда-то приобретенных налогоплательщиком, и с которых налоги уже уплачены. Особенно если налогоплательщик не сможет документально подтвердить (лет за 20) свои доходы. Большинство не хранит справки о доходах и декларации так долго. А налоговая – даст ли она такую справку в принципе?  Впрочем, это далеко не все сюрпризы законопроекта №1232.

Вот еще несколько поводов для размышления. “Заробитчане“ заплатят НДФЛ со всех средств, которые хранятся у них где-то там, в той же Польше, и с которых уплачен налог по местному законодательству.

Предприниматели-“упрощенцы“ первой и второй групп, декларировавшие маленькую выручку, чтобы не превысить дозволенный оборот, заплатят НДФЛ со стоимости своих домов-квартир. Ну а для владельцев КИК (контролируемых иностранных компаний) вообще все печально. Настолько печально, что об этом можно говорить только при личной встрече. 

Источник:  Dengi.ua


Поділіться з друзями - підтримайте проект