Типы компаний
Перед регистрацией своей компании предприниматель должен чётко определить, какая форма учреждения для него в данной коммерческой ситуации необходима: будет ли это обычная торговая фирма или же холдинговая компания? Может быть, в данном случае предпринимателю целесообразно регистрировать страховую или финансовую компанию? Ниже рассмотрим основные возможности, предлагаемые иностранными юрисдикциями.
Торговая компания
Абсолютное большинство работающих на международном рынке нерезидентных компаний имеет именно статус торговой фирмы. При этом следует учесть, что слово “торговая” вовсе не означает, что предприятие будет только покупать и перепродавать товар ― ведь, если компания будет заниматься производством, осуществлять перевозку грузов, организовать туристические поездки или давать консультации, одним словом, будет заниматься коммерческой деятельностью в широком смысле этого понятия (а также служить просто для аккумуляции средств на счету компании) ― она будет иметь статус торговой фирмы. Список юрисдикций, используемых для создания торговой фирмы, является сравнительно широким ― для этих целей подходит практически любая безналоговая или низконалоговая юрисдикция ― от Карибских островов до престижных Европейских юрисдикций. Несомненно, с точки зрения расходов на учреждение и дальнейшее поддержание собственной компании, а также простоты её управления, предпочтение можно отдать именно этому виду нерезидентного предприятия.
Холдинговая компания
Холдинговая компания в широком смысле этого термина ― структура, владеющая акциями других предприятий, денежными или другими ценностями (включая патенты, торговые марки или авторские права), имеющая право на их распределение и размещение в других предприятиях, а также выступающая в качестве источника финансирования своих дочерних фирм и предприятий.
В то же время холдинговая компания сама, как правило, не ведёт прямой производственной и коммерческой деятельности, а также не занимается брокерскими операциями и банковским делом от своего имени.
Такие высокопрестижные юрисдикции как Нидерланды или Люксембург, не предоставляя никаких льгот торговым компаниям, в то же время, при выполнении определенных критериев, предоставляют налоговые льготы для холдинговых компаний.
При учреждении холдинговой компании очень важным критерием является правильный выбор страны регистрации. Чаще всего осуществляется регистрация компании на территории, имеющей договор об исключении двойного налогообложения со странами, в которых в последующем будут регистрироваться дочерние фирмы или филиалы этой холдинговой компании. При таком условии, дальнейшие отчисления дочерних фирм (в виде дивидендов для головной компании) в большинстве случаев не будет облагаться дополнительными налогами по месту выплаты дивидендов.
Страховые компании
Весьма часто крупные предприниматели испытывают трудности по страхованию своего бизнеса, заключающиеся в следующем:
страхование всех общих, имущественных и личных рисков в посторонних страховых компаниях влечёт за собой существенные премиальные выплаты;
если же предприниматель экономит на оплату страховых премий и вместо этого создаёт собственный резервный фонд, то в большинстве случаев такой принцип не рассматривается как повод для облегчения налогообложения;
В этих случаях крупному предприятию гораздо выгоднее учредить собственную дочернюю страховую компанию, на счетах которой теперь можно накоплять выплаченные страховые премии ― в первую очередь как резервный фонд в случае наступления страховых случаев. Следует также учесть, что между поступлением страховых премий и выплатой страхового возмещения по поводу наступления страховых случаев, как правило, протекает определенный период времени, в течении которого в дочерней страховой компании накопляются приличные оборотные средства. Эти средства предприниматель может использовать, к примеру, для низкопроцентного финансирования своего основного бизнеса. К тому же, во многих странах страховые платежи включаются в издержки производства и, следовательно, исключаются из налогооблагаемых доходов.
К примеру, банк, застраховав в собственной зарубежной страховой (или перестраховочной) компании свои операции от валютных или кредитных рисков, может существенно снизить объем налогооблагаемой прибыли. В то же время, накопленные страховые премии могут служить в качестве резервного фонда, свободного от налогообложения.
Следует также учесть, что страховой бизнес в целом всегда направлен на получение прибыли, и собственные страховые компании здесь не являются исключением. Они служат инструментом для образования прибыли и выхода учредителей в новую область бизнеса, а при успешном ведении дел могут вполне конкурировать на рынке страховых услуг с уже существующими компаниями.
Трастовые компании
Траст предусматривает передачу имущества одним лицом (Учредителем траста) в доверительное пользование другому лицу (Управляющему) при условии, что Управляющий в своих действиях относительно этого имущества руководится требованиями и инструкциями Учредителя. Обычно доходы от этой собственности, по указанию Учредителя, предназначены к выплате третьим лицам (бенефициарам).
Корни трастовых операций следует искать в английском законодательстве средних веков. В случаях, когда английские богачи начали думать о распределении своих имуществ ― заводов, банков и др. между наследниками и приходили к мнению, что наследники не смогут справиться с фактическим управлением построенной ими империи, они доверяли всё своё имущество трастовым фондам, которыми руководили их друзья ― профессиональные финансисты. При этом было оговорено, что доходы трастового фонда будут распределены между многочисленными наследниками. Таким образом англичане боролись с законами, предусматривающими безакцептное распределение имущества между наследниками, если доверие владельца к возможностям последних управлять бизнесом было невелико.
Эти традиции в наши дни приобрели гораздо более многообразные формы, но их суть осталась такая же ― огородить своё имущество от себя самого, тем самым выполнив свою волю по распределению этого имущества и оберегая его от нежелательных лиц, назойливых друзей или требовательных кредиторов, заверяющих свои права на это имущество. Кроме того, методом трастовых операций регулируются также налоговые отношения. Ведь учредитель, передавая свои активы в управление за рубежом, не должен далее платить налоги, связанные с этим имуществом. Управляющий также не оплачивает налогов от доходов траста, поскольку не пользуется его активами, а только управляет ими. В свою очередь, бенефициары не контролируют эти активы, несмотря на то, что получают определённые вознаграждения. Эти специфические условия в имущественных правах на собственность, во многих случаях приводит к фактическому безналоговому статусу переданного в траст имущества.
Международный траст предусматривает соглашение между нерезидентами данной страны относительно собственности нерезидентского происхождения в пользу нерезидентов страны регистрации траста. Такие трасты, заключённые в оффшорных центрах, практически не облагаются налогами. Поскольку во многих государствах налоги на имущество и прирост капитала остаются высокими, то многие состоятельные люди предпочитают хранить свои активы в “налоговых гаванях” под защитой международных трастовых соглашений.
Судоходные компании
Регистрация судна под флагом своей домашней страны, в большинстве случаев влечет за собой сравнительно более высокие ставки налогообложения, а также более жесткие ограничения относительно технического состояния судов, оплаты труда команды и иные нормативы. В свою очередь, регистрируя своё же судно под флагами таких стран как Кипр, Панама или Либерия, предприниматели получают возможность уплачивать более скромные налоги, которые в большинстве юрисдикций “удобного флага” являются фиксированной ставкой, зависящей только от общего тоннажа судна, а не процентом от заработанной за год прибыли.
Кроме того, “удобные” флаги могут оказаться крайне выгодными, к примеру, при наложении эмбарго домашней стране мореплавателей или в других конфликтных ситуациях.
Учредительные документы оффшорных компаний
Комплект регистрационных документов, как правило, является “лицом” нерезидентной компании, поэтому от их корректного и оптимального составления в полной мере зависят дальнейшие успехи и деловая репутация компании.
Рассматривая вопрос об учредительных документах, для начала следует отметить, что внешний вид и статус документов значительно отличаются между юрисдикциями ― документ, который в одной стране называется по-одному, в другой именуется иначе, а в третьей его может и вовсе не существовать.
Ниже рассмотрим основные, наиболее важные, учредительные документы нерезидентных компаний и их роль в дальнейшей деятельности коммерческого предприятия.
Учредительный договор
Для того, чтобы зарегистрировать новую компанию, её учредители (или, в зависимости от конкретной юрисдикции и типа компании ― акционеры, директора или просто регистрированный агент) должны подписать учредительный договор ― первичный документ, определяющий название создаваемой компании, внутренние правила её управления, возможности увеличения или уменьшения уставного капитала, а также детали, устанавливающие порядок проведения общих собраний акционеров или особые положения о роспуске (ликвидации) компании. Данный документ обычно (к примеру, в Ирландии, на Багамских о-вах и др.) существует наряду с Уставом и подчиняется ему, а в некоторых юрисдикциях (в частности, в США для компаний LLC) является основным документом, регулирующим деятельность компании, и таким образом полностью заменяет Устав.
Регистрационное свидетельство
Регистрационное свидетельство является основным документом, подтверждающим существование компании и её принадлежность к конкретной юрисдикции. В регистрационном свидетельстве отражены название компании, дата её регистрации, обычно (но не во всех юрисдикциях) ― также юридический адрес, название регистрированного агента компании и основные виды её деятельности.
Форма и название документа, под которым подразумевается регистрационное свидетельство, также отличается между юрисдикциями. В большинстве стран этот документ именуется “Certificate of Incorporation”. Однако, даже в одной и той же стране ― США, в зависимости от конкретного штата, для его названия используются разные термины ― так, в штате Делавер регистрационное свидетельство для корпорации именуется “Certificate of Incorporation”, в большинстве других штатов ― “Articles of Incorporation”. В свою очередь, для компаний LLC этот же документ именуется “Certificate of Formation” (в штате Делавер) или “Articles of Organization” (в большинстве других штатов). Необходимо также отметить, что в США оригинал регистрационного свидетельства навсегда остается в базе данных Секретариата конкретного штата. Его копия по запросу, в том числе при регистрации компании, может быть распечатана и заверена Секретариатом штата, а дополнительно к этому ― апостилирована, приобретая таким образом силу оригинала.
Устав
Устав компании в большинстве случаев является типовым документом для конкретной юрисдикции и составляется в согласии с юридическими и законодательными нормативами этого государства.
В уставе, как правило, отражаются следующие пункты:
название компании;
указание юридического адреса (регистрированного офиса) компании;
цели, установленные компанией. Этот пункт может быть выражен также как “разнообразные цели”, например, “любая деятельность согласно действующему законодательству”, как в США;
положение, фиксирующее ограниченную ответственность акционеров;
определение величины уставного капитала, его разделение на акции и указание номинальной стоимости этих акций.
Устав является основным документом, а учредительный договор компании должен быть составлен так, чтобы не вступить в противоречии с Уставом. Акционеры имеют право корректировать учредительный договор, но только в тех пределах, которые предусмотрены Уставом и общими законами страны регистрации компании. В некоторых случаях (например, для компаний LLC в США), Устава как такового не существует, и все положения о деятельности компании определяются именно её учредительным договором (Operating Agreement).
Генеральная доверенность
В большинстве случаев реальный владелец (бенефициар) управляет компанией на основании выданной на его имя генеральной доверенности. Имея генеральную доверенность, владелец может эффективно контролировать и руководить текущими делами компании, так как она даёт право на ведение переговоров, подписание контрактов, открытие банковских счетов, управление банковскими счетами и на другие необходимые действия от имени данной компании. Генеральная доверенность, как правило, заверяется подписями директоров (обычно ― номинальных), печатью компании и апостилирована.
Сертификаты акций
Сертификат акций удостоверяет права акционера на соответствующее количество акций в данной компании. Сертификат подписывается директорами компании и (или) её секретарем. В сертификате отражено число принадлежащих акционеру акций, их номинальная стоимость, дата выписки сертификата и др. Имя владельца акций может быть указано на сертификате, но в некоторых юрисдикциях может быть оставлено и неуказанным.
Владелец акций нерезидентной компании в случае продажи или дарения своих акций (или их части) другим лицам, должен сделать об этом соответствующую отметку на оборотной стороне своего сертификата (так называемый “индоссамент”), и внести соответствующую запись в регистре акционеров компании.
В США сертификаты акций предусмотрены только в корпорациях. В компаниях LLC их заменяют сертификаты о владении определённым процентом интересов (“membership units”), показывающие распределение общей прибыли между учредителями, или количество голосов, принадлежащее каждому учредителю в процентуальном выражении по отношению к общему числу голосов в компании LLC.
Источник материала, интернет ресурс “Протокол”:http://protokol.com.ua/ua/offshornie_kompanii_prosto_i_dostupno/
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…
Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…
У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…