Документальная внеплановая проверка субъектов предпринимательской деятельности в уголовном производстве проводится исключительно на основании соответствующего решения суда. Причем в судебном решении могут определяться и сроки проведения такой проверки. Стоит отметить, что следователи и прокуроры не имеют полномочий назначать документальную внеплановую проверку хозяйственной деятельности предпринимателей.
Кроме того, проверка производится на основании приказа руководителя контролирующего органа, копия которого вручается налогоплательщику под расписку вместе с направлением и служебными удостоверениями уполномоченных лиц до начала проверки. Если же основанием для проведения проверки стало решение суда, его копию юрлицу вручать не должны, так как оно может содержать тайну следствия.
Налогоплательщик может отказать в допуске представителей контролирующего органа к проведению внеплановой ревизии, если они не предоставили документы, определенные абзацами 2, 3 и 4 п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса, или предоставили документы, оформленные с нарушениями установленных требований. В таком случае должен составляться акт, удостоверяющий факт отказа субъекта предпринимательской деятельности в допуске налоговиков.
В то же время, за препятствование уполномоченным лицам контролирующих органов в проведении проверок предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Вопросы проведения документальной внеплановой проверки разъяснены в письме ГФС № 2436/2/99-99-14-05-02-10. Еще раз подчеркиваем, что на сегодня внеплановые проверки субъектов хозяйствования в рамках уголовного производства проводятся исключительно по решению суда.