Финансовая отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Финансовую отчетность составляют компании (юридические лица), которые могут быть большими или маленькими и они могут как продавать товары, производить продукцию так и оказывать услуги.
В Западной практике чаще всего компании организовываются как:
- партнерства (partnership);
- акционерные общества (join stock companies)
В партнерствах владельцами бизнеса являются партнеры, которые отвечают по обязательствам компании всем своим имуществом. Но как вы понимаете, такая форма организации не очень популярна. Есть также вариант организации партнерства с ограниченной ответственностью (limited liability partnership) – в таком случае только один партнер несет полную ответственность и есть ряд партнеров которые отвечают только своей долей и как правило дают деньги на развитие бизнеса.
Наиболее распространенной формой организации компаний есть – акционерные общества, они могут быть организованы по разному, но общее у них одно – акционеры несут ответственность только в пределах своих вкладов. У нас среди юридических лиц наиболее распространена такая форма бизнеса, как общество с ограниченной отвественностю.
Акционерные компании могут быть частными и публичными. Акции публичных компаний можно купить и продать на бирже. Практически любая компания в начале своей истории является частной и по мере своего развития может принять решение стать публичной.
Момент первого выхода частной компании на биржу называется IPO ( initial public offering).
Чем больше компания тем сложнее ею управлять и тем сложнее структура управления компании.
В крупных организациях органы управления обычно состоят из:
- собрания акционеров (принимают самые суперважные решения). Если акционеров много (например – 1000) то собирать часто такие собрания не получится;
- совет директоров (не более 10 человек). Он назначает ключевых менеджеров компании. утверждает наиболее значимые проекты компании, оценивает работу менеджеров и контролирует их работу. В состав совета директоров обычно входит генеральный директор или несколько топ-менеджеров (executive directors). Если член совета директоров не является работником компании его называют non-executive director.
Иногда у компании есть контролирующий акционер (который контролирует большую часть пакета акций компании).
Совет директоров собирается чаще (один раз в месяц), но этого недостаточно, поэтому кроме них еще есть:
- эксперты – подготовка и проверка информации, которая поступает к совету директоров, а также предоставляют консультации;
- комитеты по разным вопросам
- Топ-менеджеры (генеральный директор и менеджеры напрямую подчиненные ему). Каждый менеджер возглавляет либо бизнес-единицу либо функциональное направление.
Топ менеджеров в английском языке обычно называют сокращениями начинающимися на “С” (chief)
- CEO (chief executive director) – генеральный директор;
- CFO (chief financial officer) – финансовый директор;
- COO (chief operations officer) – операционный директор;
- CTO (chief technical officer) – технический директор.
Выше мы перечислили первую группу пользователей финансовой отчетности – внутренних пользователей. Это те люди, которые владеют компанией (собственники) или люди, которые в ней работают.
Если у вас не так много денег, чтобы владеть целой компанией, вы можете приобрести маленькую ее часть, купив ее акции. Таким образом вы становитесь инвестором (акционером). Однако определить акции какой компании купить – еще та задача. Поэтому люди отдают свои деньги специализированным учреждениям – фондам, который затем инвестируют эти деньги.
Фонды бывают:
- Паевые инвестиционные фонды, или ПИФы (mutual funds) – человек отдает свои деньги и взамен получает паи фонда. Затем фонд инвестирует ваши деньги дальше и полученная прибыль (или убыток) делится на общее количество паев.
- Пенсионные фонды (pension funds) – думаю особых пояснений здесь не надо;
- Частные инвестиционные фонды (private equity funds) – такие организации управляют активами одного или нескольких богатых людей или семей;
- Венчурные фонды (venture capital funds) – фонды, инвестирующие в молодой бизнес (так называемые стартапы);
- Хедж-фонды (hedge funds) – работа с ценными бумагами на биржах. Самый рисковый тип организации, но иногда и самый прибыльный.
Итак мы выделили уже две группы пользователей финансовой отчетности: внутренних пользователей и инвесторов.
Третей группой пользователей являются аудиторы (внешние и внутренние). Внешние аудиторы проверяют достоверность финансовой отчетности, а внутренние – контролируют соблюдение сотрудниками внутренних процедур.
Если компания не может самостоятельно справиться со своими проблемами самостоятельно, она может нанять сторонних экспертов-консультантов, которые являются четвертой группой пользователей.
Еще одной группой (пятой) являются рейтинговые агентства, которые присваивают компаниям кредитные рейтинги. Одним из вариантов таких рейтингов есть: ААА – самый высокий рейтинг, D – самый низкий.
Рейтинги с ААА до ВВВ считаются инвестиционными (investment grade), ниже – неинвестиционными или мусорными (junk grade). Мусорный рейтинг не несет в себе ничего плохого и в мире много известных компаний с таким рейтингом. Это рейтинг влияет на выдачу вам кредитных средств и смогут ли инвестиционные фонды вкладывать в ваше компанию деньги.
А где же банки, можете спросить Вы, мы же можем ответить, что коммерческие банки являются следующей группой пользователей. Зачем им финансовая отчетность компаний – глупый вопрос и мы на нем не будем особо останавливаться.
Кроме коммерческих банков есть еще инвестиционные, у которых специфика деятельности несколько отличается от коммерческих.
Инвестиционные банки:
- помогают компаниям в выпуске акций и облигаций;
- помогают в сделках покупки других компаний;
- услуги клиентам по покупке/продаже ценных бумаг.
Кто же является основными пользователями данных отчетности? Финансовая отчетность в Европе и США как правило в первую очередь составляется для инвесторов и кредиторов.
Менеджмент компании не является основным пользователем, а все потому, что он имеет доступ к внутренней информации и при желании может знать про компанию значительно больше.
Как это ни странно государственные органы и общественность тоже не являются основными группами пользователей, хотя у нас в стране отчетность в первую очередь делается для государства, что приводит к ее искажению.
Итак, подытожим все вышесказанное.
Основными пользователями финансовой отчетности являются государственные органы, собственники, администрация компании, кредиторы, инвесторы, внешние аудиторы, контрагенты, вышестоящие организации.
Государственным органам финансовая отчетность нужна для контроля за качеством информации, соблюдением норм, стандартов и правил финансовой, производственной, предпринимательской деятельности, правильности налоговых выплат, для организации общегосударственного статистического учета и т.д.
Собственники заинтересованы в отчетности прежде всего для оценки эффективности использования капитала и принятия в случае необходимости соответствующих мер.
Администрации предприятия отчетность требуется в целях осуществления управленческого учета, финансового анализа, планирования и прогнозирования, контроля за структурными подразделениями, службами и исполнителями. Она также нужна для создания благоприятного впечатления о предприятии у кредиторов и инвесторов.
Финансовая отчетность также нужна для работы с контрагентами – поставщиками и потребителями продукции, в том числе с кредиторами предприятия.
Фирмам для корректировки собственной политики и разработки прогнозов также требуются финансовые данные финансовой отчетности конкурентов.
Приложения
Состав, содержание и форма формирования информации, предоставляемой пользователям, зависят от модели учетной системы. Наиболее известной следует считать классификацию, включающую:
Англо-американо-голландскую модель (учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций);
Континентальную модель (большая часть стран Европы. Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования);
Южноамериканскую модель (ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована).
Таблица 1. Пользователи бухгалтерской отчетности, их интересы и цель анализа финансовой отчетности
Группа пользователей финансовой информации |
Потребность в информации, позволяющей определить: |
Направления анализа финансовой отчетности |
Собственники |
Уровень доходности капитала и финансовой устойчивости; направления разработки финансовой стратегии компании |
Рентабельность, структура капитала; выявление денежных доходов; возможности мобилизации внутренних ресурсов; направления снижения себестоимости продукции; оптимальное распределение и использование прибыли; определение потребности в оборотных средствах; рациональное использование капитала предприятия |
Работники и их представители |
Стабильность и прибыльность работодателя; способность организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест |
Степень участия в распределении прибыли, заработанной организацией |
Поставщики и подрядчики |
Будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы |
Платежеспособность |
Кредиторы и заимодавцы |
Будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации кредиты и займы и выплачены соответствующие проценты |
Ликвидность, платежеспособность, способность организации генерировать положительный денежный поток |
Налоговые органы |
Поступление налоговых платежей в федеральный и местные бюджеты |
Анализ показателей, формирующих налоговую базу организации |
Инвесторы и их представители |
Текущую и будущую стоимость организации; рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных инвестиций; возможность и целесообразность распоряжаться инвестициями; способность организации выплачивать дивиденды |
Риски на вложенный капитал; эффективность ведения текущей, финансовой, инвестиционной и прочей деятельности, посредством определения суммы денежных потоков, генерируемых предприятием в прогнозном и продленном периоде с учетом всех его активов и за вычетом обязательств |
Менеджеры |
Значения ключевых финансовых показателей, установленных руководством компании для каждого уровня управления |
Анализ факторов, повлиявших на формирование достигнутого уровня ключевых финансовых показателей |
Покупатели и заказчики |
Возможности продолжения деятельности организации |
Платеже- и конкурентоспособность |
Общественность в целом |
Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества |
Анализ социальных показателей отчетности |