Наверняка многие из вас слышали про управление временем или тайм-менеджмент. Это набор техник и методов для повышения личной эффективности. В основе тайм-менеджмента лежит постулат обограниченности временного ресурса и необходимости его грамотно использовать. То есть время – это ресурс. На мой взгляд, это не совсем правильно. Мы никак не можем влиять на время, замедлить или ускорить, купить или продать. Мы, конечно, можем купить время другого человека, но по сути нам нужно не время, а его знания, умения и желание все это применять.
С помощью ресурса обычно что-то производят. Что можно производить с помощью времени? Ничего. Время – это мера. Оно показывает – в течение какого периода используются прочие ресурсы, а насколько эффективно они используются, показывает другой универсальный измеритель – деньги.
Считается, что время можно инвестировать. Так говорят о времени, потраченном на получение знаний и овладение навыками. Но это тоже не совсем верно, так как вкладываем мы ресурсы организма и деньги. Время опять всего лишь мера того, насколько грамотно мы вложили остальные ресурсы. То есть, как быстро мы овладели необходимыми навыками и как скоро они начали приносить доход.
Вывод: время по отношению к личной эффективности необоснованно считается ресурсом. То, что многие годы считалось аксиомой, оказалось недоказанной теоремой.
Пока вы находитесь в шоковом состоянии, озвучу новую аксиому: внимание – тот ресурс, которым необходимо оперировать для повышения личной эффективности. Предлагаю изменить парадигму и управлять не временем, а вниманием.
В использовании внимания, как альтернативы времени, есть один большой плюс. Внимание не ограничено. Объем и устойчивость внимания можно развивать до конца жизни. Почему внимание, а не время? Потому что, если вы уделяете чему-то время, но не уделяете внимания, то эффекта не будет. К примеру, если вы находитесь с семьей, но думаете о работе, то большая часть вашего внимания на самом деле отдана работе.
Управление вниманием – это по сути то же самое управление временем, но с другими акцентами. Вот несколько примеров:
Управление вниманием можно разделить на две части: управление своим вниманием и управление чужим вниманием. Управление чужим вниманием достаточно подробно описано в книге Бена Парра «Ловушка для внимания» и в тысяче книг по маркетингу. Это, безусловно, интересная тема, но сейчас я хотел бы рассказать об управлении собственным вниманием.
«Если я когда и делал значимые открытия, то обязан был больше своему терпеливому вниманию, чем любому другому таланту», – писал Исаак Ньютон.
Представьте, ваше внимание – это фонарь. Сила светового пучка – это ваш профессионализм. Чем вы профессиональнее, тем ярче пучок вашего фонаря. Он также зависит от физического состояния, эмоционального состояния, мотивации и прочих факторов. Угол расхождения – это ваш кругозор. Чем больше знаний в смежных областях, тем большее пространство вы можете осветить. Но ореол светит не так ярко, как основной пучок – профессиональная область.
Умение пользоваться своим вниманием-фонарем подразумевает:
В книге «Экономика внимания» бизнеc-эксперты Томас Давенпорт и Джон Бек приходят к выводу, что «понимание и управление вниманием является сегодня наиболее важным условием успеха в бизнесе», а самая большая проблема — «недостаток внимания, чтобы справиться с информационными запросами работы и общества».
Существует достаточно много проблем, связанных со вниманием. Вот основные:
А вот другой пример. Что бывает, когда вы смотрите телевизор и наливаете чай? Ничего хорошего. Ваше внимание направлено одновременно на два объекта, а сознание переключается между ними. И если в тот момент, когда чашка будет близка к переполнению, на экране мелькнет какая-то угроза, то вы прольете чай. А что бывает, когда ваши работники думают о доме и выполняют работу? То же самое. Разделение ресурсов.
В 1971 году Герберт Саймон, ставший в 1978 году лауреатом Нобелевской премии по экономике, первым заметил, что «богатство информации приводит к бедности внимания». В современном мире информации с избытком, а вот внимание в большом дефиците.
Информации – океан. И нам хочется все увидеть, все знать, быть в курсе всего, все попробовать. И мы пытаемся: смотрим все новости, все фильмы, все телепередачи, читаем все, что присылают на почту, разговариваем со всеми, кто рядом, листаем газеты, слушаем радио. И в этом информационном шуме пытаемся принимать решения. Как результат, паралич решений, то есть непонимание, с чего начать. Мы не можем двинуться с места, потому что перед нами горы информационного мусора. Чтобы двигаться вперед, необходимо отфильтровать и систематизировать информацию, а потом фокусировать внимание только на том, что нужно.
В идеале лучше распределять внимание полуавтоматически. То есть принимать решение осознанно. Например: «На этой неделе я посвящаю свое внимание работе». А дальше составляем план и выполняем, согласно методикам тайм-менеджмента.
И как закономерный итог вышеназванных проблем – хаос. Беспорядок, который, как катализатор, увеличивает значимость проблем в разы. Беспорядок рассеивает внимание. Взгляд цепляется за вещи, беспорядочно разбросанные вокруг. Сознание цепляется за обрывочные знания в попытке найти место в системе. И этот хаос вызывает страх, неуверенность. Чем с успехом пользуются, те, кто предлагает порядок. Религиозные деятели предлагают порядок в душе. Политические деятели предлагают порядок в городе, стране и мире. Бизнес-тренеры предлагают порядок в предпринимательской деятельности, а коучи – в личной жизни.
Все они профессионалы в управлении чужим вниманием. Если вы не хотите, чтобы вашим вниманием управляли другие, а хотите управлять сами – возьмите его под контроль.
Сформулируем несколько постулатов, которые помогут немного лучше управлять своим вниманием.
1. То, на что мы обращаем внимание – улучшается. Если мы подсвечиваем фонарем бизнес, а конкретнее – продажи, то продажи начинают расти, в это же время производство начинает хиреть. И уж тем более начинает страдать наше здоровье, на которое мы давно не обращали внимание. То, что не в фокусе вашего внимания – ухудшается. Любой успех зависит от того, на что обращено внимание. Все бизнес-модели различаются только направлением внимания: на производство, на клиентов, на конкурентов, на процессы, на слабые стороны, на сильные стороны, на возможности, на угрозы и т.д.
2. Внимание дуалистично. Внимание можно направлять внутрь или наружу. Для созидания или разрушения. Это утверждение справедливо как для отдельных личностей, так и для групп, в том числе организаций.
3. Направление внимания нужно менять: то внутрь, то наружу. На рисунке 1 показано, почему это важно. Если внимание направленно только внутрь, то развитие приостанавливается, например, скандалы в семье приостанавливают рост семьи во всех смыслах. Соответственно, направляя внимание наружу, например, на внешнего врага или общую цель, можно сгладить внутренние конфликты. Чем периодически пользуются политические деятели. Но это уже больше касается управления чужим вниманием.
4. Внимание тесно связано с памятью. Мы обращаем внимание на то, что знаем, и запоминаем то, на что обращаем внимание.
5. Основные навыки – это переключение внимания, изменение фокуса и удержание внимания:
6. Внимание может быть, как наградой, так и наказанием. Всего лишь распределением внимания вы можете воздействовать на людей. Награждать своим вниманием или наказывать отсутствием внимания. Вспомните одиночные камеры в тюрьмах или бойкоты в детстве, и в противовес счастливых близких, когда вы решили вместо работы провести вечер с ними.
7. Избыточный уровень адреналина сужает сектор внимания. Поэтому, находясь во взвинченном состоянии, старайтесь не принимать судьбоносных решений. Этим знанием часто пользуются спортсмены контактных видов спорта, делая перед соревнованием оскорбительные выпады в сторону соперника и выводя их из равновесия, тем самым сужая сектор внимания.
Рисунок 1
Безусловно. Во-первых, обладая знанием о том, что внимание, а не время, является ключевым для успеха, мы сможем быстрее достигать поставленных целей. Поясню. Вспомните закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Следовательно, если мы не будем ограничивать достижение цели временем, то закончим тогда, когда достигнем цели, а не когда выйдет время. А это зачастую будет раньше. В этом контексте становится понятнее высказывание Дуайта Эйзенхауэра «План – ничто. Планирование – все».
Во-вторых, управление вниманием играет важнейшую роль в профессиональном росте и развитии. Что отличает профессионала в любой сфере, от дворника и до владельца огромной корпорации? Понимание, на что необходимо обращать внимание, когда и в каком количестве.
И в-третьих, мы получили инструмент повышения продуктивности в дополнение к инструментам тайм-менеджмента. Теперь мы можем увеличивать объем внимания, тренировать переключение внимания, улучшать концентрацию и так далее.
«Внимание формирует личность, а личность направляет внимание», – еще одна яркая цитата по теме, принадлежащая Михаю Чиксентмихайи. В современной литературе по личной эффективности или самоменеджменту все чаще появляются упоминания об управлении вниманием. При написании этой статьи я изучил пять книг прямо или косвенно касающихся управления вниманием. Когда статья была готова, мне попалось еще две книги. Видимо, понимание важности этого ресурса постепенно овладевает умами писателей бизнес-литературы, исследователей и журналистов. И это неудивительно: в современном мире, переполненном информацией, достичь поставленных целей сможет только тот, кто умеет управлять своим вниманием. Поэтому настоятельно советую обратить ваше внимание на данную тенденцию. Это вам поможет опередить конкурентов и сэкономит много энергии.
Порушення умов договору – це серйозна проблема, яка може призвести до фінансових втрат, втрати часу…
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…