Суть стартапа в том, чтобы опередить свое время и научиться зарабатывать на том, на чем не зарабатывал еще никто. При этом большинство успешных технологических компаний не были пионерами в своем деле. Скопировать чужую идею и сделать ее лучше оригинала — лучший рецепт предпринимательства.
Важно войти в перспективную нишу раньше других. Но если вы делаете это слишком рано, когда рынок и потребители еще не созрели, такой продукт проваливается. А потом вы видите стремительный взлет более удачливого последователя.
Время — определяющий фактор успеха проекта. В этом убежден серийный предприниматель и основатель бизнес-инкубатора IdeaLab Билл Гросс. Такой урок он извлек из провалов подопечных ему компаний. Второй по значимости фактор — команда, третий — идея, четвертый — бизнес-модель. А инвестиции — на последнем, пятом месте.
У вас может быть правильная гипотеза, но неудачный тайминг. Нет стопроцентного способа убедиться в своевременности продукта без его запуска, зато можно проанализировать чужие ошибки.
NB! История Кремниевой долины знает множество проектов и технологий, трагически опередивших свое время. Большинство мертвых пионеров лопнули в составе пузыря доткомов или сгинули в недрах корпораций.
В эту подборку мы включили только стартапы, которые запускались как независимые компании. За бортом остались корпоративные проекты вроде Google Wave (предок Slack), Microsoft Spot (предтеча Apple Watch) и Apple Newton (дедушка iPad), а также те первооткрыватели, которые не закрылись (соцсеть MySpace).
В 1995 году Луис Моньер, Майкл Барроуз и Пол Флагерти запустили AltaVista. Это был один из наиболее совершенных поисковых движков в интернете 1990-х. Он предоставлял пользователям бесплатную электронную почту и онлайн-переводчик Babel Fish. Через год после запуска AltaVista обеспечивал все поисковые запросы Yahoo. Компания была на пути к IPO, но крах доткомов разрушил этот план. Несмотря на более ранний выход на рынок, AltaVista начала проигрывать более молодому сопернику Google (запущен в 1998 году). Тем не менее, в 2003 году стартап купила компания Overture Services, которую почти сразу же поглотила Yahoo. Через десять лет AltaVista закрыли.
Предыстория Google была бы неполной без упоминания других протопоисковиков 1990-х — Lycos (старт в 1994), Excite (1994), Ask Jeeves (1996). Всем им пришлось менять бизнес-модель под натиском Google, но технически они не были закрыты. Ну а Google стал самым посещаемым сайтом мира и одной из самых дорогих технологических компаний.
В 1998 году Эндрю Вейнрейх запустил соцсеть SixDegrees.com. Он назвал свой проект в честь знаменитой концепции шести рукопожатий, согласно которой все люди на планете знакомы друг с другом максимум через пять человек. На сайте были профили пользователей, списки друзей, возможность искать знакомых, отправлять сообщения и приглашать друзей на сайт. SixDegrees.com набрал 3,5 млн зарегистрированных пользователей. В 1999 году проект был продан за $125 млн, а через пару лет закрылся. Тогдашняя аудитория интернета была слишком мала. Пользователи просто не находили достаточно знакомых в онлайне, чтобы подсесть на виртуальное общение.
В 2002 году канадский программист Джонатан Абрамс запустил социальную сеть Friendster. Ее интерфейс походил на дейтинговый сайт Match.com и задумывался как его конкурент. За первые три месяца Friendster набрал три миллиона пользователей, о нем писали ведущие издания. Пользователи сайта могли общаться и делиться фотографиями, видео и событиями.
Friendster считался главной соцсетью, пока в 2004 году его не обогнал MySpace. За свою историю стартап привлек $48,5 млн инвестиций. В 2003 году Google предложил купить Friendster за $30 млн. Отказ стартапа до сих пор называют одной из грандиознейших ошибок Кремниевой долины. В 2008 году в соцсети зарегистрировались более 115 млн человек. 90% трафика шло из Азии, крупнейшими рынками для этой соцсети были Филиппины, Малайзия и Сингапур. При этом трафик из Америки резко падал из-за конкуренции с Facebook. В 2009 году азиатский интернет-гигант MOL Global купил соцсеть за $26,4 млн. В 2011 году Friendster был перезапущен как соцсеть для геймеров. Пивот не удался — в 2015 году компания закрылась.
В 2003 году Z.com закрылся, а через два года, когда прогресс снял технические ограничения, выстрелил YouTube. В отличие от Z.com, у YouTube даже не было бизнес-модели, но Google купил его за $1,65 млрд. Cтартап появился на рынке очень вовремя: высокоскоростной интернет к тому времени стал мейнстримом, видеокамеры стали легче и дешевле, а люди более-менее привыкли к любительскому видео. YouTube давно стал одним из главных сайтов планеты — он на третьем месте по посещаемости после Facebook и Google.
Еще одним партнером Beenz был американский игровой сайт Speedyclick.com. Он выпускал свою цифровую валюту — SpeedyBucks. Пользователи могли конвертировать Beenz в SpeedyBucks. Через год после запуска (1998) Speedyclick.com был продан за $47 млн американской компании ShopNow, а в 2001 году закрыт на фоне краха доткомов.
Нью-йоркский стартап Flooz был запущен в 1999 году предпринимателем Робертом Левитаном. Проект пытался создать единую цифровую валюту для онлайн-магазинов. Люди оплачивали ею покупки в интернете вместо кредитных карт. Стартап привлек $35 млн венчурных инвестиций. Корпорации вроде Cisco и Delta Air Lines использовали валюту Flooz в качестве корпоративных подарков. В рекламе Flooz снялась Вупи Голдберг (ролик обошелся компании в $8 млн). Но это не помогло — в 2001 году проект обанкротился.
В 2009 году мифический программист Сатоши Накамото запустил криптовалюту биткоин. Она стала самым успешным проектом в истории электронных денег. В 2010 году на криптовалюту был куплен первый реальный товар — две пиццы обошлись в 10 тысяч биткоинов. Спустя семь лет один биткоин стоит $1100, а капитализация всей системы Биткоин выросла до $18 млрд.
В 1998 году молодые инвестиционные банкиры Джозеф Парк и Йонг Кэнг запустили Kozmo.com — сервис быстрой локальной доставки. Он предлагал горожанам бесплатную и быструю доставку. В течение часа он привозил клиентам широкий ассортимент товаров — CD, DVD, электронику и закуски. Kozmo работал в девяти городах и намеревался конкурировать с логистическими гигантами UPS и FedEx. Стартап привлек $280 млн инвестиций, в том числе $60 млн от Amazon. Аналитики недоумевали, как можно заработать на бесплатной услуге. Они оказались правы — даже совместная акция со Starbucks не помогла стартапу заработать. В 2001-м компания закрылась.
Через несколько лет идеи и наработки Webvan и Kozmo подхватила Amazon. В 2007 году она запустила сервис доставки продуктов AmazonFresh, в 2014 году — сервис доставки за час Amazon Prime Now. Вообще на on-demand доставке пытаются заработать много стартапов. Один из самых известных — Instacart, который со времени старта в 2012 году успел привлечь $274,8 млн и достиг оценки в $2 млрд. В 2014 году в нишу быстрой доставки еды пришел Uber. Он запустил сервис UberEats, который позволяет заказать блюда из местных ресторанов в США, Канаде, Великобритании, Франции и других странах. В 2015 году доставкой продуктов занялась служба доставки Google (Google Express).
Одним из первых подобных сайтов стал шведский Letsbuyit.com. Он стартовал в 1999 году. Через год сайт стал крупнейшим e-commerce проектом в Европе: сервис работал в 14 странах и на 12 языках. Компания доказала работоспособность своей бизнес-модели во время рождественских распродаж. Сохранить такой же темп развития в будни стартапу не удалось. Не помогала даже агрессивная реклама, на которую уходило по 8 млн евро в месяц. Letsbuyit умирал долго и громко. Вернуть деньги инвесторов помешал недостаток пользователей, готовых платить за товары из интернета.
Еще одним пионером групповых покупок был американский стартап Mercata. Он также запустился в 1999 году. Компания привлекла $75 млн от известных фондов того времени. Как и европейский конкурент, Mercata провалила IPO и была вынуждена закрыться в 2001 году. Тогда же заработать на групповых покупках пытались и менее известные проекты (Mobshop.com, Zwirl.com, C-Tribe.com), но все они сгинули во время краха доткомов.
В 2009 году американец Эндрю Мейсон возродил концепцию групповых покупок, запустив Groupon. Стартап планомерно поднимал раунд за раундом, получив от венчурных инвесторов $1,14 млрд. В других странах появилось множество похожих проектов. Groupon бодро скупал их, быстро расширяя свою географию. В 2011 году Groupon успешно вышел на IPO. Успех компании пытались повторить Google и Facebook, но у них не взлетело.
В 2005 году Google купил Dodgeball. На тот момент сервисом пользовались 30 тысяч человек из крупных городов США. Спустя два года основатели покинули корпорацию, причем Кроули назвал свой опыт работы в Google огромным разочарованием. В 2009 году корпорация закрыла Dodgeball, заменив его похожим приложением Google Latitude (закрыто в 2013 году).
Тогда Кроули вместе с Навином Сельвадураем запустили другую геолокационную соцсеть — Foursquare. Распространение мобильного интернета стало благополучной средой для развития сервиса. Через два года в нем зарегистрировались более 8 млн пользователей. На данный момент Foursquare поднял 6 раундов общей суммой $166,35 млн. Каждый месяц им пользуются 55 млн человек.
В 2010 году выходцы из Facebook Адам д’Анджело и Чарли Чивер создали аналогичный сайт — Quora. Стартап прошел акселерацию в YCombinator. В последующие годы Quora привлекла более $150 млн инвестиций от легендарного Питера Тиля, фондов Tiger Global, Matrix Partners, Benchmark и SV Angels. Каждый месяц этот сайт посещает 100 млн человек.
Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…
Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…
В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…
У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…
Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…