Расходы вычитают из выручки, чтобы получить чистую прибыль или убыток компании.
В соответствии с Концептуальными основами МСФО:
«Расходы представляют собой уменьшение активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала, не связанному с его распределением в пользу держателей прав требования в отношении собственного капитала организации».
Определение расходов включает убытки, а также расходы, которые возникают в ходе обычной (основной) деятельности предприятия.
Расходы (expenses), которые возникают в ходе обычной деятельности компании, включают в себя, например, себестоимость реализованной продукции, заработную плату и амортизацию. Они обычно принимают форму оттока или уменьшения таких активов как денежные средства, запасы и основные средства.
Убытки (losses) включают прочие статьи, которые подпадают под определение расходов, и могут возникать в ходе обычной деятельности предприятия. Убытки также представляют собой уменьшение активов или увеличение обязательств и не отличаются по своему характеру от других расходов. Следовательно, они не рассматриваются как отдельный элемент в Концептуальных основах.
Убытки включают в себя, например, убытки в результате стихийных бедствий, таких как пожар и наводнение, а также убытки, возникающие в результате выбытия внеоборотных активов.
Как и в случае с признанием выручки, признание расходов в простом гипотетическом сценарии не представляет собой проблемы.
Например, предположим, что компания приобрела запасы (т.е. товары для продажи) за денежные средства и продала эти товарные запасы в тот же период. Когда компания заплатила поставщику за товары, при отсутствии свидетельств противного, становится очевидно, что компания понесла расходы в размере стоимости товаров, а поскольку эти товары были проданы, их следует признать в качестве расходов (как себестоимость проданных товаров) в отчете о прибылях и убытках.
Предположим также, что компания оплачивала все операционные и административные расходы в денежной форме в течение каждого отчетного периода.
В таком простом гипотетическом сценарии, у компании не возникнет никаких проблем с признанием расходов.
На практике, однако, как и при признании выручки, определение момента и суммы признания расходов может быть несколько сложнее.
В целом, компания признает расходы в тот период, в котором она потребляет экономические выгоды, связанные с расходами, или теряет часть ранее признанной экономической выгоды.
Уменьшение экономических выгод в соответствии с определением расходов (см. выше) – выражается в «уменьшении активов или увеличении обязательств».
Общим принципом признания расходов является принцип соответствия (англ. ‘matching principle’).
Строго говоря, МСФО ссылаются не на «принцип соответствия», а скорее на концепцию «соотнесения затрат с доходами» (англ. ‘matching of costs with income’), т.е. на одновременное признание доходов и связанных с ними расходов.
Тем не менее, соотнесение затрат с доходами не является целью Концептуальных основ.
При соотнесении затрат с выручкой компания признает некоторые расходы (например, себестоимость проданных товаров), если признается связанная с ними выручка, и, таким образом, расходы и выручка совпадают.
В отличие от простого сценария, в котором компания покупает товары и продает их все в том же отчетном периоде, на практике, как правило, часть продаж текущего периода осуществляется из запасов, приобретенных в предыдущем периоде или предыдущих периодах.
Кроме того, вероятно, что часть запасов, приобретенных в текущем периоде, останется нераспроданной на конец текущего периода и будет продаваться в следующем периоде. Принцип соответствия (концепция соотнесения затрат с доходами) требует, чтобы компания признала себестоимость проданных товаров, в том же периоде, в котором признала выручку от продажи этих товаров.
Затраты периода или периодические затраты (англ. ‘period costs’) – это затраты, которые менее непосредственно соотносятся с выручкой, но непосредственно соотносятся с периодом, в котором они были понесены. Т.е., они отражаются в том периоде, в котором компания понесла эти расходы или приняла на себя обязательства по оплате этих расходов.
Административные расходы являются примером периодических затрат.
Другие расходы, которые также нельзя напрямую соотнести с выручкой, – это расходы, которые непосредственно соотносятся с будущими ожидаемыми экономическими выгодами. В этом случае расходы распределяются систематически с течением времени.
Примером таких расходов могут служить расходы на амортизацию.
Примеры 1 и 2 демонстрируют соотнесение доходов и расходов применительно к запасам и себестоимости проданных товаров.
Компания Kahn Distribution Limited (KDL) закупает товары для перепродажи. На начало 2018 года у KDL не было запасов. В течение 2018 года KDL осуществила следующие операции:
1 кв. |
2,000 |
ед. со стоимостью $40 за ед. |
2 кв. |
1,500 |
ед. со стоимостью $41 за ед. |
3 кв. |
2,200 |
ед. со стоимостью $43 за ед. |
4 кв. |
1,900 |
ед. со стоимостью $45 за ед. |
Итого, за год |
7,600 |
ед. на общую сумму $321,600 |
KDL продала 5,600 единиц товара в течение года по цене $50 за единицу, и получила оплату от покупателей.
Компания KDL определила, что остались нераспроданы 2,000 единиц товара, из которых 1,900 были закуплены в 4-м квартале и 100 – в 3-ем квартале.
Предположим также, что компания не ожидает возврата товаров от покупателей.
Какой объем выручки и расходов, связанных с этими операциями, компания должна соотнести с проданными товарами и оставшимися запасами за 2018 год?
Решение:
Выручка за 2018 год составит $280,000 (5,600 ед. х $50 за ед.).
Общая стоимость всех закупленных товаров, первоначально признанных как запасы (активы) составила $321,600.
В течение 2018 года себестоимость $5,600 проданных единиц товара будет отнесена на расходы (т.е. соотнесена с выручкой), а стоимость $2,000 оставшихся непроданных единиц останется в запасах, что рассчитывается следующим образом:
Себестоимость проданных товаров |
||
---|---|---|
2,000 ед. по $40 за ед. = |
$80,000 |
|
На 2-й кв. |
1,500 ед. по $41 за ед. = |
$61,500 |
На 3-й кв. |
2,100 ед. по $43 за ед. = |
$90,300 |
Общая стоимость проданных товаров |
$231,800 |
|
Стоимость оставшихся запасов |
||
На 3-й кв. |
100 ед. по $43 за ед. = |
$4,300 |
На 4-й кв. |
1,900 ед. по $45 за ед. = |
$85,500 |
Общая стоимость (на конец периода) оставшихся запасов |
$89,800 |
Контрольно, мы можем проверить общий объем списанных и оставшихся запасов:
$231.800 + $89.800 = $321.600.
Себестоимость проданных товаров относится на расходы в объеме, соответствующем в выручке $280,000 следующим образом:
Выручка |
$280,000 |
Себестоимость проданных товаров |
$231,800 |
Валовая прибыль |
$48,200 |
Альтернативный способ представить себе эти закупки – это думать о них как о создании актива (запасов) в размере $321,600. На конец периода запасы компании уменьшилась до $89,800. Таким образом, признанная за период сумма себестоимости проданных товаров должна быть равна разнице:
$321,600 – $89,800 = $231,800.
Оставшаяся сумма запасов $89,800 будет соотнесена с выручкой в будущем году, когда эти запасы будут проданы.
В Примере 1 компания KDL смогла определить, какие именно единицы товара были проданы, а какие остались в запасах для продажи в последующие периоды.
В этом примере использовался способ определения затрат называемый сплошной идентификацией или методом специфической идентификации (англ. ‘specific identification method’), при котором определение списанных и оставшихся запасов основано на их физическом перемещении.
Но на практике, как правило, не представляется возможным (или целесообразным) определить, какие конкретно единицы товаров были проданы, а какие остались на складе, поэтому стандарты бухгалтерского учета позволяют относить стоимость запасов на себестоимость проданных товаров с использованием:
Формулы расчета себестоимости или методы признания стоимостных потоков определяют, какие товары считаются проданными (т.е. списать на себестоимость продаж) и какие считаются оставшимися в запасах.
И МСФО и US GAAP разрешают использовать для распределения затрат метод ФИФО и метод средневзвешенной стоимости.
Метод ФИФО или “первое поступление – первый отпуск” (FIFO, от англ. ‘first in, first out’) означает, что товары, приобретенные (или изготовленные) первыми, будут проданы первыми, а товары приобретенные (или изготовленные) последними, останутся в запасах на конец периода.
Стоимость товаров из ранних партий закупок или производства будет включена в себестоимость проданных товаров в первую очередь, как если бы купленные раньше всех товары продавались первыми.
Остатки запасов, таким образом, включает в себя самые последние закупки.
В Примере 1, единицы товара, определенные как проданные, были также первыми закупленными, поэтому в данном примере используется метод ФИФО, и себестоимость проданных товаров, рассчитанная в соответствии с этим методом равна $231,800, как показано выше.
Метод средневзвешенной стоимости (англ. ‘weighted average cost formula’) относит на себестоимость среднюю стоимость запасов. Списание запасов основано на средней стоимости за единицу (общая стоимость товаров для продажи / общее количество единиц товара для продажи), количестве проданных и оставшихся единиц запасов.
Для KDL, средневзвешенная стоимость за единицу будет:
$321,600 / 7,600 ед. = $42.3158 за ед.
Себестоимость проданных товаров с использованием метода средневзвешенной стоимости будет:
5,600 ед. * $42.3158 за ед. = $236,968.
Остаток запасов при использовании метода средневзвешенной стоимости будет:
2,000 ед. * $42,3158 за ед. = $84,632.
Еще один метод расчета себестоимости, который разрешен в соответствии с US GAAP, но не допускается в соответствии с МСФО, это метод ЛИФО или “последнее поступление – первый отпуск” (LIFO, от англ. ‘last in, first out’).
Согласно методу ЛИФО, последние приобретенные (или изготовленные) товары списываются на себестоимость первыми, а наиболее ранние партии приобретенных (или изготовленных) товаров остаются в запасах на конец периода.
Стоимость последних закупок списывается на себестоимость в первую очередь, как если бы последние закупки продавались первыми.
Может показаться, что такой подход противоречит здравому смыслу, тем не менее, он логичен в определенных обстоятельствах.
Так, например, на лесном складе древесина может быть сложена штабелями так, что самая старая древесина находится в нижней части штабеля. При продаже древесины покупателю отгружается древесина с вершины штабеля, поэтому последние партии древесины физически отгружаются покупателям первыми.
Теоретически, компания должна выбрать метод, соответствующий физическим потокам запасов, и в приведенном примере логично использовать метод ЛИФО.
На самом деле, основная причина, по которой некоторые компании в США предпочитают использовать метод ЛИФО, заключается в снижении налогов.
Когда цены и объемы запасов растут, метод ЛИФО, как правило, приводит к более высокой себестоимости проданных товаров и низкой прибыли, и, следовательно, к более низким налогам.
Налоговые правила США требуют, чтобы при использовании ЛИФО в налоговом учете, этот метод также использовался в финансовой отчетности компании, составленной в соответствии с US GAAP.
В нашем примере с KDL, если вести учет согласно методу ЛИФО, можно предположить, что 2,000 единиц оставшихся запасов соответствуют закупкам первого квартала:
$2,000 ед. * $40 за ед. = $80,000.
Остальная стоимость запасов должна быть отнесена на себестоимость проданных товаров:
Общая стоимость запасов $321,600 – $80,000, оставшихся на конец периода = $241,600.
Если бы были известны данные о продажах в течение квартала, то ответ мог быть другим, так как себестоимость проданных товаров определялась бы в течение квартала, а не на конец квартала.
Кроме того, по методу ЛИФО стоимость последних 5.600 единиц распределяется на себестоимость проданных товаров следующим образом:
1,900 ед. * $45 за ед. + 2,200 ед. * $43 за ед. + 1,500 ед. * $41 за ед. = $241,600.
Альтернативный способ представить себе эти закупки – это думать о них как о создании актива (запасов) в размере $321,600. На конец периода запасы компании уменьшилась до $80,000.
Таким образом, признанная за период сумма себестоимости проданных товаров должна быть равна разнице:
$321,600 – $80,000 = $241,600.
Иллюстрация 6 обобщает и сравнивает методы расчета себестоимости запасов.
Метод |
Описание |
Себестоимость проданных товаров при росте цен, по сравнению с двумя другими методами |
Остатки товарных запасов при росте цен, по сравнению с двумя другими методами |
---|---|---|---|
FIFO |
Стоимость ранних закупок товаров относится на себестоимость проданных товаров в первую очередь |
Наименьшая |
Наибольшие |
LIFO |
Стоимость последних закупок товаров относится на себестоимость проданных товаров в последнюю очередь |
Наибольшая* |
Наименьшие* |
Средневзвешенная стоимость |
Средние общие затраты делятся на среднее общее количество единиц товарных запасов |
Средняя |
Средние |
* Без учета ликвидации (полного потребления) слоя ЛИФО.
Ликвидация слоя ЛИФО (англ. ‘LIFO layer liquidation’) происходит, когда объем продаж превышает объем закупок за период, поэтому старые и более дешевые партии товара полностью истощаются и часть продаж делается за счет текущих закупок по более высоким ценам.
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…
Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…
У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…