Головна » Для відпочинку » Книги » Просто сделай это. 7 признаков супербосса и историй о них
Книги

Просто сделай это. 7 признаков супербосса и историй о них

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Сидни Финкелстин, писатель и профессор Дартмута, приводит любопытную статистику: если взять 50 признанных специалистов из любой сферы, окажется, что у 15–20 из них был один и тот же наставник или руководитель. Более того, эти же “учителя” наверняка ответственны за львиную долю инноваций в своей области. Таких генераторов талантов учёный назвал супербоссами.

Изучая этот феномен, Финкелстин взял свыше 200 интервью, проанализировал тысячи статей, книг и монографий. И пришёл к выводу: при желании, великим управленцем может стать каждый из нас.

В подборке Фокуса — семь историй, которые помогут понять, чем выдающийся руководитель отличается от среднестатистического топ-менеджера и как вырастить в себе супербосса. 

Проявляют настойчивость

Секретное оружие настоящего супербосса — настойчивость. Отличный пример — история Элис Уотерс, легендарного шеф-повара, сумевшей привить американцам любовь к здоровой пище. Дюжина её учеников открыли собственные заведения и не единожды получали всевозможные кулинарные награды. “Впервые услышав об Элис Уотерс, я был впечатлён тем, что один человек сумел воспитать такое непропорционально огромное количество самых талантливых специалистов”, — пишет Финкелстин в своей книге о супербоссах.

Заведение Элис Уотерс не боялось диктовать посетителям свои условия. Например, ресторан ежедневно менял меню, чтобы продемонстрировать гостям самые свежие органические продукты, закупленные у местных фермеров. Благодаря этому Уотерс побеждала (и научила своих су-шефов побеждать) предвзятое отношение ко многим блюдам.

Однажды калифорнийский ресторан Элис посетила семья из Нью-Йорка. Гости искренне удивились “самоуправству” заведения, но пообедать согласились. Правда, предупредили: горошек они не любят, поэтому не стоит подавать на стол блюда с этим продуктом. Шеф-повар посчитала, что ньюйоркцы не понимают, от чего отказываются. “Мне всё равно. Я просто хочу, чтобы они это попробовали, съели хотя бы маленькую горошинку”, — заявила Уотерс. Гостям принесли горошек, и он им понравился.

Супербоссы не боятся проявлять настойчивость и вне работы. Именно об этом свидетельствует история, которую Сидни Финкелстину рассказали о дирижёре Йорме Пануле. “Финский дирижёр Атсо Алмила поведал мне в интервью, как однажды он сидел с Йормой Панулой в ресторане и там играла фоновая музыка. Панула, который не любит невыразительной и бесстрастной музыки, спросил официанта, нельзя ли её выключить”, — вспоминает Финкелстин. Сотрудник заведения вежливо отказал, объяснив это тем, что некоторым клиентам музыка нравится. По словам очевидца, после этих слов Панула приподнялся и громко поинтересовался, есть ли в ресторане кто-то, кто хочет это слушать. Ответа не последовало — и Йорма Панула снова обратился к официанту: “Желающих нет. Можете её выключать”.

Внедряют инновации

“Работа на супербоссов всегда приносит плоды”, — убеждён Сидни Финкелстин. Часто бонусы достаются подчинённым благодаря готовности талантливых руководителей экспериментировать и внедрять что-то новое.

Например, с 1979-го по 2015 год ученики Билла Уоша выиграли 17 суперкубков NFL (National Football League, профессиональная лига американского футбола в США), потому что в своё время выдающийся тренер ввёл собственную тактику — “нападение Западного побережья”.

Супербосс полностью реформировал тренировки: отказался от авторитаризма, поощрял независимое мышление, занимался не только подготовкой, но и решением бизнес-вопросов, возникавших у команды.

Подход Уолша к тренерству ещё долго будет популярен в спорте (в 2008-м его воспитанники возглавляли 26 из 32 команд лиги).

Поощряют креативность

“Наверное, что-то с вами было бы не то, если, покинув гнездо Робертса, вы не претендовали бы на место на вершине американской журналистики”, — именно так описывает ещё одного героя своей книги Сидни Финкелстин.

Джин Робертс —звезда в мире журналистики, чьи ньюсрумы называли настоящей кузницей талантов. Он умел вытолкать редактора и репортёра из зоны комфорта, требовал от сотрудников самостоятельных оригинальных решений. Кроме того, этот супербосс поощрял мелкие безвредные шалости, понимая, что это держит сотрудников в тонусе.

Однажды по коридорам Philadelphia Inquirer, главредом которого был Робертс, прогуливался верблюд. Экзотическое животное редакция взяла напрокат, чтобы поздравить журналиста Бена Креймера с получением Пулитцеровской премии за репортажи на Ближнем Востоке, а главреда — с удачными, благодаря этой победе, переговорами с инвесторами по поводу увеличения финансирования иностранных корреспондентов.

В день своего 46-летия Робертс, которого коллеги нежно прозвали Жабой, обнаружил в уборной, которая находилась рядом с его кабинетом, 46 лягушек, кваканьем поздравлявших именинника с праздником. Когда ему исполнилось 50, над его домом кружил дирижабль с гигантской надписью “Жабе — 50”.

Сам Робертс тоже любил удивлять и веселить коллег. К примеру, в день рождения одного из сотрудников главред организовал появление у его дома слона.

Судя по тому, что на встречу бывших коллег Робертса пришло 16 обладателей Пулитцеровской премии, владелец Национальной книжной премии и несколько авторов книг-бестселлеров, его метод пряника сработал на ура.

Не распыляют внимание

“Многие считают, что Дейвис как создатель современного джаза оказал едва ли не самое сильное влияние на музыку ХХ века”, — заявляет автор “Супербоссов”. Отличительной чертой трубача-супербосса Майлза Дейвиса было его умение концентрироваться на работе.

Выступая со своей группой, музыкант обычно поворачивался спиной к зрителям, уделяя внимание прежде всего участникам квинтета. Дейвис не раз признавался: взаимодействие с коллегами-исполнителями волновало его гораздо больше, чем любование очарованной публикой.

Среди воспитанников Дейвиса — целое поколение музыкантов, которое выросло, ориентируясь на его мировоззрение: Джон Колтрейн, Херби Хэнкок, Ли Конитц, Чик Кориа, Джей Джей Джонсон, Тони Уильямс.

Следуют привычкам

Как правило, супербосс не изменяет своим привычкам. Доказательством этому долгие годы служил упорядоченный график “пищевика” Майкла Майлза, считавшегося одним из самых выдающихся руководителей в своей сфере.

Гендиректор концерна Kraft Foods всегда начинал свой рабочий день в предрассветный час. Джон Такер вспоминает: когда его, Такера, только-только назначили старшим вице-президентом по вопросам управления персоналом, гендиректор Майлз показался ему загадкой. Во сколько бы коллега-новичок ни пришёл на работу, Майлз, чей кабинет находился чуть дальше по коридору, уже ждал его на месте с чашечкой кофе.

Заинтригованный сотрудник поставил себе цель — хотя бы раз в жизни явиться на работу раньше шефа. Он приезжал в офис в полседьмого, в шесть и даже в пять утра, но так и не сумел обогнать начальника. Магнат пищевой индустрии начинал свой рабочий день в 4:30.

Умеют мотивировать

“Я изобрёл собственный стиль управления под названием MBR, что расшифровывается как “менеджмент с помощью высмеивания”, — рассказывал Ларри Эллисон, сооснователь корпорации Oracle. Американский предприниматель не лукавил: как и многие выдающиеся руководители, он научился мотивировать персонал всеми доступными средствами. В том числе “кнутами” и “шпильками”. Он никогда не стеснялся напоминать сотрудникам о провалах и косяках.

“Журнал BusinessWeek назвал Эллисона одним из наиболее склонных к конкуренции людей на планете”, — подмечает Финкелстин. Сомнительный с точки зрения некоторых подчинённых подход, тем не менее, себя оправдал: Эллисон воспитал целую плеяду топ-менеджеров в сфере IT. По словам Стива Гарнетта, СЕО Salesforce.com, половиной Кремниевой долины управляют бывшие сотрудники Oracle.

Обладают воображением

Профессор Финкелстин уверен: супербоссы — визионеры. “Они напряжённо думают о том, что могло бы произойти, и жаждут воплотить свои мечты в реальность”, — поясняет писатель.

К ведомым своей миссией руководителям относится и дизайнер Ральф Лорен, “еврейский мальчик из Бронкса, который после военной службы собаку съел в моде”.

“Помню, выходя с Ральфом на обед, мы никогда не обсуждали вопросы бизнеса. Мы говорили о мечтах. Мечты вроде: что бы ты надел, катаясь на лыжах в Аспене, какой шарф выбрал бы, какую водил бы машину? Какие солнцезащитные очки нацепил бы? Были ли бы они зеркальными? Он выстраивал этот мир, а потом заполнял лакуны”, — вспоминает Марти Стафф, бывший директор по маркетингу и продажам Ральфа Лорена.

Те же черты отмечали у своего супербосса коллеги шеф-повара Уотерс. “Элис всю жизнь была женщиной с собственной миссией. Когда она пришла в сферу питания, то хотела обеспечить самую лучшую, самую здоровую пищу”, — убеждены её протеже.

  • Если судьба даёт вам шанс поработать с супербоссом, не упустите его. Это уникальная возможность не только реализовать свой потенциал, но и перенять уникальные методики. “Круче, чем работать на одного из самых эффективных руководителей в мире, — самому стать таким управляющим”, — убеждён Финкелстин.

Источник: Фокус


Поділіться з друзями - підтримайте проект