Законопроект был разработан совместно с Государственной фискальной службой и подан группой депутатов-членов коалиции.
Напомним, принятый Верховной Радой 29 декабря закон о реформе социального страхования, который должен был снизить нагрузку на фонд оплаты труда, был воспринят бизнесом с большим скепсисом. По подсчетам оказалось, что выполнить условия, необходимые для получения права на применение понижающего коэффициента 0,4 к ставке Единого социального взноса, не так-то просто, но даже при снижении ЕСВ выводить зарплаты из тени невыгодно. Кабинет министров признал эксперимент неудавшимся и вернулся за стол переговоров, результатом которых стал данный законопроект.
Обновленные условия для снижения ставки ЕСВ
|
Действующий закон |
Компромиссный проект |
Общая база для начисления ЕСВ |
За месяц в 2,5 раза и более превышает среднемесячную за 2014 год |
За месяц в 2,5 раза и более превышает среднемесячную за 2014 год |
Средняя зарплата по предприятию |
Увеличилась минимум на 30% в сравнении со средней за 2014 год |
Увеличилась минимум на 20% в сравнении со средней за 2014 год |
Средний платеж за 1 застрахованное лицо |
После применения коэффициента составит не менее 700 грн |
Не может быть меньше среднего платежа за 2014 год |
Количество застрахованных лиц |
норма отсутствует |
Не может превышать 200% по сравнению со средним показателем за 2014 год |
Средняя зарплата по предприятию |
Не менее 3 минимальных заработных плат |
норма отсутствует |
Понижающий коэффициент в 2015 году |
0,4 |
Рассчитывается как отношение средней зарплаты в 2014 году к зарплате на текущий месяц, при этом, если полученное соотношение меньше 0,4, применяется коэффициент 0,4 |
“Мы отказались от требований, которые усложняли применение пониженного коэффициента для ЕСВ. В частности отвергнуто требования, чтобы средняя заработная плата превышала три минимальные заработные платы, а минимальный платеж на одно застрахованное лицо был не меньше, чем 700 грн. Эти требования заменили одним: 2015 платеж на одно застрахованное лицо в месяце, когда выплачивается заработная плата должен быть не меньше, чем средний платеж 2014 “, — сообщил депутат “Самопомощи” Андрей Журжий, инициатор законопроекта.
Также он отметил, что пересмотрены требование повысить базу начисления ЕСВ на 30%. Сегодня будет достаточно 20%.
“Кроме того, расширен круг субъектов хозяйствования, которые могут применить этот снижен коэффициент; четко расписано методологию — какие показатели откуда берутся, как они употребляются. Это упрощает сам процесс администрирования”, — констатирует парламентарий.
Законопроект предполагает с 2016 года применение коэффициента 0,6 к ставке ЕСВ для всех, вне зависимости от любых условий. Однако Журжий надеется, что с 2016 года можно будет поднимать вопрос о полной отмене ЕСВ. По его словам, соцвзнос следует объединить с НДФЛ и оставить единый налог, ставка которого должна постепенно снижаться, вплоть до 28%.