Работая с людьми в крупных компаниях уже более 15 лет на разных позициях и пройдя путь от инспектора отдела кадров, рекрутера до руководителя HR-группы, могу с уверенностью сказать, что эмоциональная грамотность — это основа для любого руководителя, который работает с людьми, и для HR-ов всех уровней и направлений.
Согласование понятий
Итак, давайте разберемся в терминах, чтобы одинаково понимать их использование далее: эмоциональный интеллект и эмоциональная грамотность.
Термин «эмоциональный интеллект» ввели Питер Сэловей и Джон Майер — психологи и исследователи. Они описывали эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Согласно их модели, эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:
- Способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции.
- Способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления.
- Способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию.
- Способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития.
Позже, в 1979 году Клод Штайнер впервые использовал термин «эмоциональная грамотность» в книге «Лечение алкоголизма». Штайнер описывает разницу между эмоциональным интеллектом и эмоциональной грамотностью: эмоциональная грамотность — это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце.
В позитивной психотерапии есть понятие двух базовых способностей, с которыми рождается каждый человек: это способность знать (познавать мир, быть логичным и рациональным) и любить (чувствовать сердцем). Со временем развития человека, под влиянием родителей и общества, базовые способности дифференцируются, раскрываются и переходят в 30 актуальных способностей, которые присущи каждому человеку. Половина из них называются первичными, они «родились» из базовой способности любить (это любовь-принятие, доверие, целостность, нежность, контакт и др.). Вторая половина называется вторичными, и они произошли из способности знать (аккуратность, целеустремленность, точность, пунктуальность, терпение и т. д.)
Так вот, все что первично — это о любви, а все что вторично — о нашей рациональности. Именно поэтому начинать личные осознания нужно с сердца, а точнее — с эмоциональной грамотности. А интеллект — это уже вторично, наше рацио.
Цель развития эмоциональной грамотности
Цель в том, чтобы помочь людям сотрудничать, не применяя манипуляцию и насилие, используя эмоции сопереживания для улучшения качества жизни и объединения.
Если мы эмоционально грамотны — мы можем называть и понимать наши эмоции, сделать так, что эмоции будут работать на пользу нам и окружающим нас людям, а не против нас. Мы учимся контролировать сложные эмоциональные ситуации, которые часто приводят ко лжи, нападкам, борьбе и ранят других людей, а взамен наслаждаться такими эмоциями как радость, любовь и надежда.
Шкала эмоционального осознания
На шкале эмоционального осознания можно увидеть, что существует две крайности: нулевая осознанность и абсолютная осознанность (и две эти крайности вряд ли встречаются в реальной жизни). Остальные же уровни интересны для нашего рассмотрения и самодиагностики, как для рабочей, так и для личной жизни.
Мы все привыкли, что HR-у «положено» быть эмпатичным. Но посмотрите на шкалу, сколько этапов нужно пройти до того, как действительно эмпатия сможет проявиться и стать частью вашей модели поведения.
Детальнее о том, что подразумевает под собой каждый этап шкалы, можно прочесть в книге К. Штайнера «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем», которая совсем недавно была переведена на русский язык Украинской ассоциацией транзактного анализа.
В этой заметке я предлагаю алгоритм того, как можно развивать вашу эмоциональную грамотность, а вместе с ней и первичные способности, и как можно учить этому ваших сотрудников и управленцев.
Нулевой шаг. Спрашивать разрешение
Если вы хотите поговорить о чувствах или эмоциях с другим человеком, обязательно спросите перед этим разрешение. Есть вероятность, что человек может быть не готов именно в этот момент обсуждать такую тему.
Как можно задавать такой вопрос:
- Я бы очень хотела с тобой поделиться тем, что меня волнует. Тебе удобно сейчас об этом поговорить или договоримся о другом времени?
- Я хотела извиниться перед тобой за вчерашнюю ситуацию. Когда ты готов будешь меня выслушать?
- Между нами что-то происходит и мне это не нравится. Мы можем поговорить об этом?
Первый шаг. Открыть сердце
Открывать свое сердце можно, общаясь с понимающими людьми / коллегами, и для такого общения есть несколько важных составляющих.
Но прежде рассмотрим еще один термин.
«Поглаживание» — это термин из теории транзактного анализа. «Поглаживания» бывают физическими и вербальными. Физические «поглаживания» — это любая форма контакта: прикосновение, объятие, поцелуй, похлопывания по спине, держание за руку и т. д. Вербальные «поглаживания» — это заявления, в которых дается положительная оценка особенностей другого человека. Эти заявления могут касаться внешности человека, его одежды, интеллекта, компетенций, навыков, опыта и т. д.
Например, похвалить человека за отлично сделанную работу или подарить букет цветов — это «поглаживания».
И вот составляющие для открытия сердца:
- Давать внимание («поглаживания»).
- Просить внимания («поглаживания»).
- Принимать внимание («поглаживания»).
- Отвергать внимание («поглаживания»).
- Давать внимание («поглаживания») самим себе.
Пример из жизни |
|
|
Вы можете учиться произносить фразу «Спасибо, но нет», когда кто-то вызывает вас на разговор, к которому вы не готовы, или требует вашего внимания, которое вы не можете сейчас дать. Также открыто вы можете принимать «поглаживания» от ваших коллег / сотрудников и просить о «поглаживаниях», если вы чувствуете в этом необходимость. Это могут быть просьбы об обратной связи, о хорошо выполненной работе, о достижении рабочего результата. И если руководитель сам не говорит вам / сотрудникам о том, что работа была выполнена хорошо, точно можно об этом спрашивать, получая такие «поглаживания».
Пример из жизни |
|
|
Второй шаг. Анализ эмоциональной обстановки
Вы сосредоточены на изменениях своих эмоций и эмоций окружающих людей. Воспринимая все с открытым сердцем, вы стараетесь понять эмоции и их причины.
Составляющие этого шага следующие:
- Высказать заявление действие / чувство.
- Принять заявление действие / чувство.
- Выявить интуитивные догадки (фантазии).
- Прояснить интуитивные догадки (фантазии).
Пример из жизни |
|
|
Учиться самому и помогать коллегам в выражении своих эмоций — дело непростое, но оно точно того стоит. Потому что результат — это открытость, понимание и коммуникация без манипуляций.
Применения заявления действие / чувство также помогает разделить конфликтную ситуацию на составляющие: что произошло и что вы почувствовали («Когда ты не отвечаешь мне на письма, я чувствую досаду и бессилие»). В эмоционально грамотных отношениях любое, даже самое маленькое эмоциональное событие берется во внимание.
Третий шаг. Принятие ответственности
Вы понимаете, что ваши мелкие и крупные ошибки делают больно окружающим вас людям. Вы извиняетесь и заглаживаете свою вину.
Составляющие этого шага:
- Извиниться за свои ошибки.
- Принять извинения.
- Отвергнуть извинения.
- Попросить прощения.
- Простить.
- Отказать в прощении.
Пример из жизни |
|
|
Зачастую HR-ы — это люди с открытым сердцем. И часто они могут страдать от того, что становятся буквально рабами чувств других людей, которые не умеют распоряжаться своими эмоциями, часто теряют контроль над собой. Из своего опыта я знаю, что проще давать внимание («поглаживание») другим, чем себе самому — а этот навык ох как необходим для поддержания нашей внутренней «окейности», уверенности в себе. Поэтому очень хочу, чтобы коллеги учились заботиться о себе, своих чувствах и эмоциях, понимали других и могли пояснить простыми словами своим коллегам, для чего им быть эмоционально грамотными.
10 заповедей эмоциональной грамотности
- Сделайте любовь центром своей эмоциональной жизни. Эмоциональный интеллект, направленный на сердце, вдохновляет всех, кто им занимается.
- Эмоциональная грамотность требует отсутствия секретов. Не лгите — за исключением случаев, когда ваша безопасность и безопасность других людей под угрозой.
- Заявляйте о том, как вы себя чувствуете и чего вы хотите. Если вы этого не сделаете, никто это не сделает за вас.
- Эмоциональная грамотность требует, чтобы вы не применяли силовые игры к другим. «Мягко, но твердо» просите то, что вы хотите, пока не будете удовлетворены.
- Не позволяйте другим втягивать вас в силовые игры. «Мягко, но твердо» отказывайтесь делать то, чего вы не хотите делать по собственной воле.
- Уважайте мысли, чувства и желания других настолько, насколько уважаете свои собственные. Но помните: уважать идеи не значит подчиняться им.
- Извиняйтесь и заглаживайте вину за свои ошибки. Это поможет вам.
- Не принимайте ложных извинений. Если вы не верите в извинения, не принимайте их. Это хуже, чем не получить никаких извинений.
- Любите себя, других и правду в равной степени. Никогда не жертвуйте одним ради другого.
- Придерживайтесь этих заповедей по своему усмотрению. В конце концов, они не высечены на камне.
Желаю вам благоприятного климата в компании и домашнем окружении для развития вашей эмоциональной грамотности!
Материал подготовлен по мотивам книги «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем».
Руководство по улучшению личных и профессиональных отношений», Клод Штайнер
Автор: Метельская Анна