ЕН-перспективы
* (Слова заголовка процитированы словами героя сериала «Доктор Хаус»).
Суть реформы
Касаемо юрлиц: сначала грозились, что их вообще выгонят с упрощенки. Но недавно пронеслась информация, будто бы ЕН им все-таки оставят. В каком виде, пока неизвестно.
Впрочем, наибольший резонанс вызвали не новинки для ЮЛ, а реформы в налогообложении ЧПЕНов. Именно о них мы и будем говорить подробно. Что же касается иных реформ, то на них сегодня останавливаться не станем.
Итак, что будет с ЧПЕНами? Их поделят на две группы:
1) группа «А»: сюда войдут нынешние ЧПЕНы группы 1 (продавцы на рынках, ремонт обуви, ателье и т. п.). У них пока что планируют оставить все «как есть». Разве что ставка ЕСВ «за себя» уменьшится с 34,7 % до 20 %;
2) группа «Б»: здесь окажутся все остальные ЧПЕНы с доходом до 2 млн грн. Есть информация, что и наемных работников у них планируют оставить в количестве не более 10 человек. Тот,кто не подходит под эти ограничения, выпадет с упрощенки, т. е. ему придется стать общесистемщиком. Впрочем, с учетом того, как будут облагать упрощенцев, это даже не обидно.
Для сельхозпредприятий с годовым оборотом до 2 млн грн. предусмотрели еще одну группу упрощенки – «В»
Итак, у новых ЧПЕНов больше не будет единого налога. Вместо него им придется платить НДФЛ — 20 % и ЕСВ — 20 %. Итого — 40 % (и это помимо НДС и прочих налогов, которые тоже никто не отменял)! Но 40 % не от оборота, а от прибыли. Хотя прибыль определяется хитро:
— либо расходы ЧПЕНа подтверждены документально, и тогда прибыль = доход – расходы. А это «привет, общая система». Никаких отличий нет, даже налоги те же: НДФЛ и ЕСВ по 20 %. Итак, выбирать этот метод смысла нет;
— либо ЧПЕН не ведет учета расходов (на это и делается ставка), и тогда его прибыль определяется с помощью коэффициента. Причем с 2016 по 2018 год этот коэффициент планируют увеличивать. В итоге прибыль в 2016 году будет 0,2 х Доход; в 2017-м — 0,4 х Доход; а в 2018 году (и далее) прибылью будет аж 60 % дохода!
С первого взгляда видно, что эти цифры откровенно завышены. Чтобы получить 60 % прибыль, надо продавать товары в 2,5 — 3 раза дороже, чем мы их закупаем! И это в условиях, когда экономика страны находится «на дне»?!
Впрочем, практика учета расходов без документов, но по нормам (называйте их коэффициентами или как угодно иначе: суть не меняется) не нова. Она уже существовала, правда, для общесистемщиков. Отменили ее вместе с принятием НКУ, никто особо и не сопротивлялся, так как нормы были завышены и изжили себя. То же самое сейчас пытаются сделать и с упрощенкой, плавно повышая коэффициенты, — подвести ЧПЕНов к тому, чтобы они сами бросили единый налог и перешли на общую систему.
Но в реформе есть и несколько положительных моментов:
1) новый НДФЛ будет рассчитываться так: (Прибыль за месяц – – 1378 грн.) х 20 %. Итак, «целых» 1378 грн. не будут облагаться НДФЛ;
Вероятно, при расчете НДФЛ прибыль будет уменьшаться на 1 минзарплату (сейчас это 1378 грн.). Но пока не обнародована полная версия минфиновского проекта, нельзя точно утверждать, что льгота будет равна 1 минзарплате (возможно, это будет и «ровно 1378 грн.»).
2) Минфин планирует оставить верхнюю планку дохода (базы) для взимания ЕСВ. Правда, он намерен увеличить ее с 23426 грн./мес. (это сейчас) до 34450 грн./мес. К примеру, если месячная прибыль ЧПЕНа — 50000 грн., то ЕСВ достаточно будет уплатить лишь с 34450 грн., а остальные 15550 грн. ЕСВ не облагаются;
3) с 2018 года Минфин обещает заменить НДФЛ и ЕСВ одним-единственным налогом со ставкой 20 %. Сдержит ли он обещание? Сейчас никто не знает точно, наверное, и сам Минфин. Но даже если такое действительно произойдет, спасет ли это ЧПЕНов?.. Надо посчитать.
Посчитаем-ка налоговую нагрузку
Давайте посмотрим, насколько увеличится налоговая нагрузка ЧПЕНов, если предложения Минфина действительно будут приняты. Для этого проведем несколько несложных расчетов. Если вы не хотите вникать в их суть, то сразу переходите к табл. 5. В ней мы сопоставили налоговую нагрузку ЧПЕНов в 2015, 2016 и 2018 годах.
Таблица 1. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы 2 в 2015 году
Доход в год, грн. |
Доход в месяц, грн. |
(ЕН + ЕСВ), грн. |
|
за месяц |
за год* |
||
100000,00 |
8333,33 |
0,2 х 1218 + 0,347 х х 1218 = 666,25 |
666,25 х 8 + (0,2 х 1218 + + 0,347 х 1378) х 4 = 8217,03 |
500000,00 |
41666,67 |
666,25 |
8217,03 |
1000000,00 |
83333,33 |
666,25 |
8217,03 |
2000000,00 |
166666,67 |
—** |
—** |
*Напоминаем, что в 2015 году минзарплата с января по август была 1218 грн. (итого — 8 месяцев), а с сентября по декабрь — 1378 грн. (итого — 4 месяца).
** Сейчас в группе 2 могут находиться ЧПЕНы с годовым доходом не более 1,5 млн грн. |
Таблица 2. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы 3 (ставка ЕН — 4 %) в 2015 году
Доход в год, грн. |
Доход в месяц, грн.. |
(ЕН + ЕСВ), грн. |
|
за месяц |
за год |
||
100000,00 |
8333,33 |
0,04 х 8333,33 + 0,347 х х 1218 =755,98 |
755,98 х 8 + (0,04 х 8333,33 + + 0,347 х 1378) х 4 = 9293,84 |
500000,00 |
41666,67 |
2089,31 |
25293,81 |
1000000,00 |
83333,33 |
3755,98 |
45293,84 |
2000000,00 |
166666,67 |
7089,31 |
85293,81 |
Таблица 3. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы «Б» в 2016 году
Доход в год*, грн. |
Доход за месяц, грн. |
Прибыль ЧПЕНа = 0,2 х х Доход за месяц, грн. |
НДФЛ + ЕСВ, грн. |
|
за месяц |
за год |
|||
100000,00 |
8333,33 |
1666,67 |
0,2 х (1666,67 – 1378) + + 0,2 х 1666,67 = 391,07 |
391,07 х 12 = = 4692,84 |
500000,00 |
41666,67 |
8333,33 |
3057,73 |
36692,76 |
1000000,00 |
83333,33 |
16666,67 |
6391,07 |
76692,84 |
2000000,00 |
166666,67 |
33333,33 |
13057,73 |
156692,76 |
* Напоминаем, что в группе «Б» ЧПЕНу разрешено иметь годовой доход не более 2 млн грн. |
Таблица 4. Налоговая нагрузка ЧПЕНов группы «Б» в 2018 году**
Доход в год, грн. |
Доход за месяц, грн. |
Прибыль ЧПЕНа = = 0,6 х Доход за месяц, грн. |
НДФЛ + ЕСВ, грн. (если ЕСВ не отменят) |
НДФЛ (ЕСВ = 0)* |
||
за месяц |
за год |
за месяц |
за год |
|||
100000,00 |
8333,33 |
5000,00 |
0,2 х (5000,00 – – 1378) + 0,2 х х 5000,00 = = 1724,40 |
1724,40 х 12 = = 20692,80 |
0,2 х (5000,00 – -1378) = 724,40 |
724,40 х 12 = = 8692,80 |
500000,00 |
41666,67 |
25000,00 |
9724,40 |
116692,80 |
4724,40 |
56692,80 |
1000000,00 |
83333,33 |
50000,00 |
0,2 х (50000,00 – – 1378) + 0,2 х х 34450,00** = = 16614,40 |
1199372,80 |
9724,40 |
116692,80 |
2000000,00 |
166666,67 |
100000,00 |
26614,40 |
319372,8 |
19724,40 |
236692,80 |
* Здесь считаем налоговую нагрузку, предполагая, что Минфин сдержит обещание и заменит ЕСВ и НДФЛ одним налогом по ставке 20 %. На наш взгляд, верхней планки для базы взимания такого налога (по типу ЕСВ) уже не будет.
** Напоминаем, что Минфин планирует взимать ЕСВ только с прибыли ≤ 34450 грн. в месяц, а вот с суммы превышения ЕСВ взиматься не будет. |
** Расчет за 2017 год не приводим, так как понятно, что налоговая нагрузка в этот период — нечто среднее между нагрузкой 2016 и 2018 годов.
Таблица 5. Сравнение налоговой нагрузки ЧПЕНов в 2015, 2016 и 2018 гг.
Доход в год, грн. |
Налоговая нагрузка ЧПЕНа за год, грн. |
|||
2016 год, ЧПЕН гр. «Б» |
2015 год |
2018 год (ЕСВ = 0), ЧПЕН гр. «Б» |
||
ЧПЕН гр. 2 |
ЧПЕН гр. 3 |
|||
100000,00 |
4692,84 |
8217,03 |
9293,84 |
8692,80 |
500000,00 |
36692,76 |
8217,03 |
25293,81 |
56692,80 |
1000000,00 |
76692,84 |
8217,03 |
45293,84 |
116692,80 |
2000000,00 |
156692,76 |
— |
85293,81 |
236692,80 |
Как видим, реформу практически не ощутят лишь те ЧПЕНы, у которых годовой оборот — до 100 тыс. грн. Впрочем, с таким оборотом никто не мешает им работать в группе «А» и вообще не обращать внимания на законодательные новшества.
А вот для более «богатых» (по мнению Минфина) ЧПЕНов все гораздо хуже: для группы 3 налоговая нагрузка увеличится в 1,5 — 3 раза, а для группы 2 так вообще — в 4 — 15 раз!!!Даже обещанная отмена ЕСВ ситуацию не спасет.
Так что предчувствия по поводу того, что минфиновский законопроект убьет не только упрощенку, но и средний бизнес как таковой, подтверждены цифрами. А цифры не врут. Хотя в данной ситуации хочется добавить: «к сожалению».
Поторопитесь высказаться
Итак, реформа — пугающая. Но паниковать не нужно, нужно действовать. Пока еще есть время. Отбились же от РРО. Вот и сейчас, хотя бы поторопитесь подписать петицию против новой упрощенки: https://petition.president.gov.ua/petition/5991.
Подписать петицию просто: 1) зарегистрируйтесь на сайте; 2) откройте e-mail, указанный при регистрации, и пройдите по ссылке, которая вам пришла в письме; 3) выполните вход на сайт (кнопка «войти» вверху справа); 4) в поле «пошук петицій» введите номер 5991, выполните поиск и нажмите кнопку «підтримати».
К слову, минфиновский проект налоговой реформы — не единственный, есть и еще два (от налогового комитета ВРУ и от общественных объединений), которые намного лучше. Правда, больше всего шансов на победу — у первого, так как он создан в угоду МВФ. И все же надо понимать, что в «чистом» виде (самом жестком) его вряд ли примут. Будут идти обсуждения (торги). И чем громче будет голос протеста, тем больше последует уступок со стороны правительства.
Но нужно торопиться. Как только реформу примут, будет уже слишком поздно, ведь законодатели планируют вместе с ней установить 3-летний мораторий на любые изменения в НКУ, в том числе льготы и прочее, что могло бы улучшить жизнь плательщиков!