Головна » ODOO » Регламентированный учет для Украины. Сквозной пример “Ведение бухгалтерского учета в ERP ODOO”
ODOO

Регламентированный учет для Украины. Сквозной пример “Ведение бухгалтерского учета в ERP ODOO”

Поділіться з друзями - підтримайте проект

В предыдущей публикации я сделал краткое описание возможностей сборки ODOO для ведения регламентированного бухгалтерского учета согласно норм украинского законодательства, в том числе налогового.

В этой же статье я хочу продемонстрировать сквозной пример, который охватит основные участки бухгалтерского учета, включая учет НДС.

 Закупка товара у поставщика. Формирование себестоимости товара

Настройка категории продукции (для товаров)

Закупка товаров у поставщиков

Закупки товара делаются у двух поставщиков: Поставщик 1 (взаиморасчеты ведуться в разрезе договоров) и Поставщик 2 (взаиморасчеты ведутся в целом по контрагенту)

При поступлении товара на склад проводки в учете делают два документа: “Складское перемещение” и “Инвойс поставщика”. В связи с этим используется транзитный счет 2812. Если на этом счете зависает остаток – это значит, что какой-то из документов не проведен.

Поставщик 1

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 01.12 От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 1 (100 шт по 120 грн) – P00001 12000 281 2812
2 01.12 Проведена расходная накладная поставщика – P00001

12000

2400

2812

6441

631

631

3 03.12 От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 1 (100 штук по 150 грн) – P00002 15000 281 2812
4 03.12 Проведена расходная накладная поставщика – P00002

15000

3000

2812

6441

631

631

Поставщик 2

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 08.12 От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 2 (10 шт по 2000 грн) 20000 281 2812
2 08.12 Проведена расходная накладная поставщика

20000

4000

2812

6441

631

631

3 15.12 От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 1 (200 штук по 90 грн) 18000 281 2812
4 15.12 Проведена расходная накладная поставщика

18000

3600

2812

6441

631

631

Сама закупка оформляется Заказом на закупку из которого затем формируется “Складское перемещение” и “Поступление товаров и услуг” (инвойс поставщика)

После проведения в учете всех документов у нас сложилась следующая картина:

Так как у нас для оценки запасов используется метод FIFO, то по “Товар 1” у нас образовалось три партии товаров с разной себестоимостью. Партии создаются по мере оприходования товара на склад – это важный момент, который следует учитывать при ведении учета в ODOO (то есть если вы захотите провести накладную от поставщика (приход товара) задним числом, то партия по этому товару не создаться задним числом. Поэтому документ “Складское перемещение” проводится всегда текущей датой, а вот задолженность перед поставщиком можно фиксировать любой датой.

Дооценка партий запасов (увеличение себестоимости запасов)

Для доставки товаров закупленных у “Поставщика 1” компания пользовалась услугами компании перевозчика.

15 декабря от нее был получен счет и акт на сумму 3000,00 грн. Эту сумму компания включает в себестоимость приобретенных партий товаров.

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 15.12 От перевозчика получен счет и акт на оказанные услуги перевозки (поставщик неплательщик НДС) 3000 280 631
2 15.12 Сумма затрат включена в себестоимость приобретенных запасов 3000 281 280

Если компания использует метод оценки запасов ФИФО и уже были какие-то отгрузки из партий на которые будет происходит распределение затрат, то при распределении затрат будет откорректирована себестоимость ранее проданных товаров.

После проведения этих операций в учете следующая картина:

Продажа товара покупателю

Сама продажа оформляется Заказом продаж, из которой затем формируется “Складское перемещение” и “Реализация товаров и услуг” (инвойс покупателя). Реализация всегда выписывается после проведения перемещения по складу (особенно это важно при использовании метода ФИФО)

В декабре месяце были совершены следующие операции:

Покупатель 1 (взаиморасчеты по договорам)

По договору № 256 от 01.12.2021 года

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 07.12 Реализован Товар 1 (50 штук по 200,00 грн без НДС) – Складское перемещение 6666,67 2811 281
2 07.12 Выписана расходная накладная: отражен доход 12000 361 702
3 07.12 Выписана расходная накладная: отражен НДС 2000 702 6441
4 07.12 Выписана расходная накладная: отражена себестоимость реализации 6666,67 902 2811

По договору № 256 от 01.12.2021 года

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 09.12 Реализован Товар 1 (60 штук по 200,00 грн) – Складское перемещение 8333,34 2811 281
2 09.12 Выписана расходная накладная: отражен доход 14400 361 702
3 09.12 Выписана расходная накладная: отражен НДС 2400 702 6441
4 09.12 Выписана расходная накладная: отражена себестоимость реализации 8333,34 902 2811

По договору № 257 от 02.12.2021

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 17.12 Реализован Товар 2 – Складское перемещение 6000 2811 281
2 17.12

Выписана расходная накладная: отражен доход

(3 штуки по 2500 грн)

7500 361 702
3 17.12 Выписана расходная накладная: отражен НДС 1500 702 6441
4 17.12 Выписана расходная накладная: отражена себестоимость реализации 6000 902 2811

После отображения в учете этих операций у нас следующая картина:

Учет движения денежных средств

Выше мы отобразили движение товара по складу и задолженность в учете. Теперь давайте перейдем к отображению оплат. И для начала зафиксируем поступления денежных средств. Для упрощения давайте сделаем предположение, что на 01 декабря на расчетных счетах и кассах был остаток – 0,00 грн.

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 06.12 Покупателем 1 по договору № 256 от 01.12 была сделана предоплата 6000 311 361
2 09.12 Покупателем 1 по договору № 256 от 01.12 была сделана оплата за товар 4000 311 361
3 10.12 Покупателем 1 по договору № 256 от 01.12 была сделана оплата за товар 8000 311 361
4 15.12 Покупателем 1 по договору № 257 от 02.12 была сделана оплата за товар 6000 311 361
5 17.12 Покупателем 1 по договору № 257 от 02.12 была сделана оплата за товар 3000 311 361

После проведения в учете банковской выписки в учете следующая ситуация:

Оплаты поставщикам

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 02.12 Поставщику 1 сделана оплата по договору № 1 от 30.11.21 (P00001) 12000 631 311
2 03.12 Поставщику 1 сделана оплата по договору № 1 от 30.11.21 (P00001) 2400 631 311
3 04.12 Поставщику 1 сделана оплата по договору № 1 от 30.11.21 (P00002) 18000 631 311
4 07.12 Поставщику 2  была сделана предоплата 15000 631 311
5 09.12 Поставщику 2 была сделана оплата 6000 631 311

После отображения этих операций в учете следующая ситуация

Как мы видим у предприятия не хватило собственных денежных средств и оно было вынуждено взять в банке овердрафт.

Учет НДС

Наверное это один из самых интересных и критических сегментов учета, без которого сложно себе представить ведение регламентированного бухгалтерского учета в Украине. Так как ODOO это европейская ERP система, а в нормальных (то есть европейских) странах НДС возникает в момент отгрузки, а не по “первому событию” – поэтому естественно в стандартной ODOO такого функционала просто нет, как нет и процедуры массового перепроведения документов (это особенность практически любой западной ERP системы)

Первое событие в ODOO реализовано следующим образом (сейчас очень кратко – на эту тему я планирую написать отдельную статью).  Как известно существует правило проверки правильности выписки налоговых накладных и звучит оно так: Сумму на которую необходимо выписать налоговые накладные можно проверить по формуле: КонСальдо361-Нач.Сальдо361+ДебОб361.

Бухгалтер на протяжении определенного периода ведет учет, проводит все документы (в том числе и задним числом) и после того как все проведено (все отгрузки и все платежи) он запускает расчет первого события.

Перед тем как его запустить давайте определим когда нам необходимо выписать налоговые накладные на покупателей и получить налоговый кредит от поставщиков.

Давайте составим оборотно-сальдовую ведомость по 361 счету в разрезе договоров

    Оборотно-сальдовая ведомость по счету 361    
      Нач.Сальдо Оборот Кон. сальдо    
Дата Договор Операция Дт Кт Дт Кт Дт Кт Сумма первого события Сумма проводки
06.12 256 Оплата       6000   6000 6000 1000
07.12 256 Отгрузка   6000 12000   6000   6000 1000
09.12 256 Отгрузка, оплата 6000   14400 4000 16400   14400 2400
10.12 256 Оплата 16400     8000 8400   0 0
                     
15.12 257 Оплата       6000   6000 6000 1000
17.12 257 Отгрузка, оплата   6000 9000 3000     3000 500

Теперь давайте запустим расчет первого события в системе за декабрь 2021 года

После расчета у нас создадутся проводки по первому событию (при этом будет видно документ-первоисточник “первого события”)

и автоматически создадутся налоговые накладные

Дальше налоговые накладные можно провести в учете, сформировать файл в формате XML и загрузить его в сервисы для сдачи отчетности (Медок, Соната, АртЗвит, кабинет налогоплательщика)

Аналогично рассчитываем первое событие по поставщикам

После подачи отчетности есть возможность заблокировать период и запретить проводить/перепроводить документы в системе. Пока вы не провели в учете проводки по первому события и налоговые накладные всегда есть возможность заново сформировать проводки и налоговые накладные.

После проведения в учете проводок по первому событию (налоговые еще не проведены) у нас сложиться следующая картина:

Анализируя обороты по счетам 6442 и 6432 мы можем определить на какие суммы мы должны выписать налоговые (система нам их уже сформировала в статусе “Черновик” или получить налоговые от поставщиков.

После проведения налоговых накладных у нас появится кредитовый оборот по счету учета НДС, а после проведения налоговых накладных поставщиков – дебетовый оборот.

НДС при розничных продажах

При розничных продажах все просто. Первое событие возникает в момент отгрузки товара, а вернее получения денег от покупателя. Такие продажи в системе как правило фиксируются с помощью точки продаж.

Итоги продаж за период фиксируются в сессии точки продаж. И из сессий точки продаж уже есть возможность сформировать сводную налоговую накладную.

Учитывая особенность системы такие продажи проходят через счет учета взаиморасчетов, которые всегда “сворачивается” в ноль. И проводки в учете делают аж три документа: заказ точки продаж, складское перемещение и банк/касса.

Учет запасов

Выше я рассмотрел только вопрос реализации запасов (товаров), но помимо этого с запасами могут происходит и другие события.

Рассматривая учет запасов не стоит забывать о том, что учет является лишь одним из сегментов системы и не является определяющим. В ODOO есть своя собственная WMS система, которая тесно интегрирована с учетом, но которая может спокойно существовать и без него. Поэтому когда мы говорим о перемещениях запасов тут не все так однозначно как в 1С. Любое перемещение запасов по складу задействует два места хранения (как правило реальное и виртуальное).

Инвентаризация запасов

При проведении инвентаризации и отображении ее результатов в учете мы задействуем место хранения с типом “Потери при инвентаризации”. В нем мы должны выставить счета где будут отображаться результаты инвентаризации.

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 29.12.21 Проведена инвентаризация Товара 1 И Товара 2. Обнаружена недостача Товар 1 в количестве 3 штуки 500 947 281

Брак

С помощью инструмента “Брак” мы можем списать запасы на любой счет затрат сделав соответствующие настройки в соответствующем месте хранения.

Учет основных средств

Особенностью учета основных средств является то, что он ведется пообъектно и если мы делаем например закупку основного средства и хотим его оприходовать на склад, то мы должны учитывать каждое основное средство отдельно со своей отдельной стоимостью. В связи с этим был добавлен отдельный метод оценки активов “Реальная стоимость лота”

Настройки категории продукции и категории основного средства

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 22.12.21 У поставщика ФОП Самсонова Ивана приобретены 2 ноутбука 45000 1521 631

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 23.12.21 Ноутбуки введены в эксплуатацию 45000 104 1521

Для расчета амортизации используется прямолинейный метод. Начисление амортизации начинается с первого числа следующего месяца.

Также есть возможность сделать дооценку/уценку основных средств, а также изменить условия для расчета амортизации (стоимость основного средства и сроков амортизации).

Заработная плата

Для проверки корректности начислений нам необходимо внести достаточно большой объем данных для расчета некоторых начислений (индексация, отпускные,…). Поэтому данные будем вводить за февраль-сентябрь 2021 года.

01.02.2021 г. на работу был принять сотрудник Скляр Юрий с окладом 20000,00 грн в месяц

За февраль – июнь 2022 года ему было проведено начисление ЗП в размере оклада

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 28.02 Начислена заработная плата 20000 92 661
2 28.02 Удержан НДФЛ 3600 661 6411
3 28.02 Удержан ВС 300 661 642
4 28.02 ЕСВ 4400 92 651

март, апрель, май, июнь – тоже самое

В июле 2022 года у сотрудника возникло право на индексацию в размере 88,02 грн

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 31.07 Начислена заработная плата 20088,02 92 661
2 31.07 Удержан НДФЛ 3615,86 661 6411
3 31.07 Удержан ВС 301,33 661 642
4 31.07 ЕСВ 4419,37 92 651

В августе месяце сотрудник взял в счет основного ежегодного отпуска 5 дней (с 09.08 по 13.08)

Расчет отпускных: 120088,02/(181-6) = 686,22*5=3431,1

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 06.08 Начислены отпускные 3431,1 92 661
2 06.08 Удержан НДФЛ 617,6 661 6411
3 06.08 Удержан ВС 51,47 661 642
4 06.08 ЕСВ 754,85 92 651

Расчет ЗП за август (16 рабочих дней из 21). Индексация – 16/21 от полной суммы 88,02, то есть 16/21*20000 + 88,02*16/21 = 15305,17

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 31.08 Начислена ЗП 15305,17 92 661
2 31.08 Удержан НДФЛ 2754,93 661 6411
3 31.08 Удержан ВС 229,58 661 642
4 31.08 ЕСВ 3367,15 92 651

В сентябре сотрудник взял больничный на 3 дня: с 6 по 8 сентября

Расчет больничных: 138824.29/212=654.83 * 3 = 1964.49

Дата Операция Сумма Дт Кт
1 06.08 Начислены больничные 1964,49 92 661
2 06.08 Удержан НДФЛ 353,61 661 6411
3 06.08 Удержан ВС 29,48 661 642
4 06.08 ЕСВ 432,19 92 651

И окончательный расчет заработной платы за сентябрь

По итогам проведенных операций по состоянию на 31.12 имеем баланс:

Подытожим

Представленная выше конфигурация системы годится для ведения регламентированного бухгалтерского учета компаниями которые занимаются оказанием услуг, оптовой и розничной торговлей и простым производством. И надеюсь продемонстрированным сквозным примером я это доказал. В следующих публикациях я уже более подробно пройдусь по особенностям учета основных сегментов бухгалтерского учета.

Источник: Блог консультанта


Поділіться з друзями - підтримайте проект