В предыдущей публикации я сделал краткое описание возможностей сборки ODOO для ведения регламентированного бухгалтерского учета согласно норм украинского законодательства, в том числе налогового.
В этой же статье я хочу продемонстрировать сквозной пример, который охватит основные участки бухгалтерского учета, включая учет НДС.
Настройка категории продукции (для товаров)
Закупка товаров у поставщиков
Закупки товара делаются у двух поставщиков: Поставщик 1 (взаиморасчеты ведуться в разрезе договоров) и Поставщик 2 (взаиморасчеты ведутся в целом по контрагенту)
При поступлении товара на склад проводки в учете делают два документа: “Складское перемещение” и “Инвойс поставщика”. В связи с этим используется транзитный счет 2812. Если на этом счете зависает остаток – это значит, что какой-то из документов не проведен.
Поставщик 1
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 01.12 | От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 1 (100 шт по 120 грн) – P00001 | 12000 | 281 | 2812 |
2 | 01.12 | Проведена расходная накладная поставщика – P00001 |
12000 2400 |
2812 6441 |
631 631 |
3 | 03.12 | От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 1 (100 штук по 150 грн) – P00002 | 15000 | 281 | 2812 |
4 | 03.12 | Проведена расходная накладная поставщика – P00002 |
15000 3000 |
2812 6441 |
631 631 |
Поставщик 2
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 08.12 | От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 2 (10 шт по 2000 грн) | 20000 | 281 | 2812 |
2 | 08.12 | Проведена расходная накладная поставщика |
20000 4000 |
2812 6441 |
631 631 |
3 | 15.12 | От поставщика на склад поступили запасы (складское перемещение) – Товар 1 (200 штук по 90 грн) | 18000 | 281 | 2812 |
4 | 15.12 | Проведена расходная накладная поставщика |
18000 3600 |
2812 6441 |
631 631 |
Сама закупка оформляется Заказом на закупку из которого затем формируется “Складское перемещение” и “Поступление товаров и услуг” (инвойс поставщика)
После проведения в учете всех документов у нас сложилась следующая картина:
Так как у нас для оценки запасов используется метод FIFO, то по “Товар 1” у нас образовалось три партии товаров с разной себестоимостью. Партии создаются по мере оприходования товара на склад – это важный момент, который следует учитывать при ведении учета в ODOO (то есть если вы захотите провести накладную от поставщика (приход товара) задним числом, то партия по этому товару не создаться задним числом. Поэтому документ “Складское перемещение” проводится всегда текущей датой, а вот задолженность перед поставщиком можно фиксировать любой датой.
Дооценка партий запасов (увеличение себестоимости запасов)
Для доставки товаров закупленных у “Поставщика 1” компания пользовалась услугами компании перевозчика.
15 декабря от нее был получен счет и акт на сумму 3000,00 грн. Эту сумму компания включает в себестоимость приобретенных партий товаров.
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 15.12 | От перевозчика получен счет и акт на оказанные услуги перевозки (поставщик неплательщик НДС) | 3000 | 280 | 631 |
2 | 15.12 | Сумма затрат включена в себестоимость приобретенных запасов | 3000 | 281 | 280 |
Если компания использует метод оценки запасов ФИФО и уже были какие-то отгрузки из партий на которые будет происходит распределение затрат, то при распределении затрат будет откорректирована себестоимость ранее проданных товаров.
После проведения этих операций в учете следующая картина:
Сама продажа оформляется Заказом продаж, из которой затем формируется “Складское перемещение” и “Реализация товаров и услуг” (инвойс покупателя). Реализация всегда выписывается после проведения перемещения по складу (особенно это важно при использовании метода ФИФО)
В декабре месяце были совершены следующие операции:
Покупатель 1 (взаиморасчеты по договорам)
По договору № 256 от 01.12.2021 года
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 07.12 | Реализован Товар 1 (50 штук по 200,00 грн без НДС) – Складское перемещение | 6666,67 | 2811 | 281 |
2 | 07.12 | Выписана расходная накладная: отражен доход | 12000 | 361 | 702 |
3 | 07.12 | Выписана расходная накладная: отражен НДС | 2000 | 702 | 6441 |
4 | 07.12 | Выписана расходная накладная: отражена себестоимость реализации | 6666,67 | 902 | 2811 |
По договору № 256 от 01.12.2021 года
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 09.12 | Реализован Товар 1 (60 штук по 200,00 грн) – Складское перемещение | 8333,34 | 2811 | 281 |
2 | 09.12 | Выписана расходная накладная: отражен доход | 14400 | 361 | 702 |
3 | 09.12 | Выписана расходная накладная: отражен НДС | 2400 | 702 | 6441 |
4 | 09.12 | Выписана расходная накладная: отражена себестоимость реализации | 8333,34 | 902 | 2811 |
По договору № 257 от 02.12.2021
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 17.12 | Реализован Товар 2 – Складское перемещение | 6000 | 2811 | 281 |
2 | 17.12 |
Выписана расходная накладная: отражен доход (3 штуки по 2500 грн) |
7500 | 361 | 702 |
3 | 17.12 | Выписана расходная накладная: отражен НДС | 1500 | 702 | 6441 |
4 | 17.12 | Выписана расходная накладная: отражена себестоимость реализации | 6000 | 902 | 2811 |
После отображения в учете этих операций у нас следующая картина:
Выше мы отобразили движение товара по складу и задолженность в учете. Теперь давайте перейдем к отображению оплат. И для начала зафиксируем поступления денежных средств. Для упрощения давайте сделаем предположение, что на 01 декабря на расчетных счетах и кассах был остаток – 0,00 грн.
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 06.12 | Покупателем 1 по договору № 256 от 01.12 была сделана предоплата | 6000 | 311 | 361 |
2 | 09.12 | Покупателем 1 по договору № 256 от 01.12 была сделана оплата за товар | 4000 | 311 | 361 |
3 | 10.12 | Покупателем 1 по договору № 256 от 01.12 была сделана оплата за товар | 8000 | 311 | 361 |
4 | 15.12 | Покупателем 1 по договору № 257 от 02.12 была сделана оплата за товар | 6000 | 311 | 361 |
5 | 17.12 | Покупателем 1 по договору № 257 от 02.12 была сделана оплата за товар | 3000 | 311 | 361 |
После проведения в учете банковской выписки в учете следующая ситуация:
Оплаты поставщикам
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 02.12 | Поставщику 1 сделана оплата по договору № 1 от 30.11.21 (P00001) | 12000 | 631 | 311 |
2 | 03.12 | Поставщику 1 сделана оплата по договору № 1 от 30.11.21 (P00001) | 2400 | 631 | 311 |
3 | 04.12 | Поставщику 1 сделана оплата по договору № 1 от 30.11.21 (P00002) | 18000 | 631 | 311 |
4 | 07.12 | Поставщику 2 была сделана предоплата | 15000 | 631 | 311 |
5 | 09.12 | Поставщику 2 была сделана оплата | 6000 | 631 | 311 |
После отображения этих операций в учете следующая ситуация
Как мы видим у предприятия не хватило собственных денежных средств и оно было вынуждено взять в банке овердрафт.
Наверное это один из самых интересных и критических сегментов учета, без которого сложно себе представить ведение регламентированного бухгалтерского учета в Украине. Так как ODOO это европейская ERP система, а в нормальных (то есть европейских) странах НДС возникает в момент отгрузки, а не по “первому событию” – поэтому естественно в стандартной ODOO такого функционала просто нет, как нет и процедуры массового перепроведения документов (это особенность практически любой западной ERP системы)
Первое событие в ODOO реализовано следующим образом (сейчас очень кратко – на эту тему я планирую написать отдельную статью). Как известно существует правило проверки правильности выписки налоговых накладных и звучит оно так: Сумму на которую необходимо выписать налоговые накладные можно проверить по формуле: КонСальдо361-Нач.Сальдо361+ДебОб361.
Бухгалтер на протяжении определенного периода ведет учет, проводит все документы (в том числе и задним числом) и после того как все проведено (все отгрузки и все платежи) он запускает расчет первого события.
Перед тем как его запустить давайте определим когда нам необходимо выписать налоговые накладные на покупателей и получить налоговый кредит от поставщиков.
Давайте составим оборотно-сальдовую ведомость по 361 счету в разрезе договоров
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 361 | ||||||||||
Нач.Сальдо | Оборот | Кон. сальдо | ||||||||
Дата | Договор | Операция | Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт | Сумма первого события | Сумма проводки |
06.12 | 256 | Оплата | 6000 | 6000 | 6000 | 1000 | ||||
07.12 | 256 | Отгрузка | 6000 | 12000 | 6000 | 6000 | 1000 | |||
09.12 | 256 | Отгрузка, оплата | 6000 | 14400 | 4000 | 16400 | 14400 | 2400 | ||
10.12 | 256 | Оплата | 16400 | 8000 | 8400 | 0 | 0 | |||
15.12 | 257 | Оплата | 6000 | 6000 | 6000 | 1000 | ||||
17.12 | 257 | Отгрузка, оплата | 6000 | 9000 | 3000 | 3000 | 500 |
Теперь давайте запустим расчет первого события в системе за декабрь 2021 года
После расчета у нас создадутся проводки по первому событию (при этом будет видно документ-первоисточник “первого события”)
и автоматически создадутся налоговые накладные
Дальше налоговые накладные можно провести в учете, сформировать файл в формате XML и загрузить его в сервисы для сдачи отчетности (Медок, Соната, АртЗвит, кабинет налогоплательщика)
Аналогично рассчитываем первое событие по поставщикам
После подачи отчетности есть возможность заблокировать период и запретить проводить/перепроводить документы в системе. Пока вы не провели в учете проводки по первому события и налоговые накладные всегда есть возможность заново сформировать проводки и налоговые накладные.
После проведения в учете проводок по первому событию (налоговые еще не проведены) у нас сложиться следующая картина:
Анализируя обороты по счетам 6442 и 6432 мы можем определить на какие суммы мы должны выписать налоговые (система нам их уже сформировала в статусе “Черновик” или получить налоговые от поставщиков.
После проведения налоговых накладных у нас появится кредитовый оборот по счету учета НДС, а после проведения налоговых накладных поставщиков – дебетовый оборот.
НДС при розничных продажах
При розничных продажах все просто. Первое событие возникает в момент отгрузки товара, а вернее получения денег от покупателя. Такие продажи в системе как правило фиксируются с помощью точки продаж.
Итоги продаж за период фиксируются в сессии точки продаж. И из сессий точки продаж уже есть возможность сформировать сводную налоговую накладную.
Учитывая особенность системы такие продажи проходят через счет учета взаиморасчетов, которые всегда “сворачивается” в ноль. И проводки в учете делают аж три документа: заказ точки продаж, складское перемещение и банк/касса.
Выше я рассмотрел только вопрос реализации запасов (товаров), но помимо этого с запасами могут происходит и другие события.
Рассматривая учет запасов не стоит забывать о том, что учет является лишь одним из сегментов системы и не является определяющим. В ODOO есть своя собственная WMS система, которая тесно интегрирована с учетом, но которая может спокойно существовать и без него. Поэтому когда мы говорим о перемещениях запасов тут не все так однозначно как в 1С. Любое перемещение запасов по складу задействует два места хранения (как правило реальное и виртуальное).
Инвентаризация запасов
При проведении инвентаризации и отображении ее результатов в учете мы задействуем место хранения с типом “Потери при инвентаризации”. В нем мы должны выставить счета где будут отображаться результаты инвентаризации.
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 29.12.21 | Проведена инвентаризация Товара 1 И Товара 2. Обнаружена недостача Товар 1 в количестве 3 штуки | 500 | 947 | 281 |
Брак
С помощью инструмента “Брак” мы можем списать запасы на любой счет затрат сделав соответствующие настройки в соответствующем месте хранения.
Особенностью учета основных средств является то, что он ведется пообъектно и если мы делаем например закупку основного средства и хотим его оприходовать на склад, то мы должны учитывать каждое основное средство отдельно со своей отдельной стоимостью. В связи с этим был добавлен отдельный метод оценки активов “Реальная стоимость лота”
Настройки категории продукции и категории основного средства
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 22.12.21 | У поставщика ФОП Самсонова Ивана приобретены 2 ноутбука | 45000 | 1521 | 631 |
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 23.12.21 | Ноутбуки введены в эксплуатацию | 45000 | 104 | 1521 |
Для расчета амортизации используется прямолинейный метод. Начисление амортизации начинается с первого числа следующего месяца.
Также есть возможность сделать дооценку/уценку основных средств, а также изменить условия для расчета амортизации (стоимость основного средства и сроков амортизации).
Для проверки корректности начислений нам необходимо внести достаточно большой объем данных для расчета некоторых начислений (индексация, отпускные,…). Поэтому данные будем вводить за февраль-сентябрь 2021 года.
01.02.2021 г. на работу был принять сотрудник Скляр Юрий с окладом 20000,00 грн в месяц
За февраль – июнь 2022 года ему было проведено начисление ЗП в размере оклада
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 28.02 | Начислена заработная плата | 20000 | 92 | 661 |
2 | 28.02 | Удержан НДФЛ | 3600 | 661 | 6411 |
3 | 28.02 | Удержан ВС | 300 | 661 | 642 |
4 | 28.02 | ЕСВ | 4400 | 92 | 651 |
март, апрель, май, июнь – тоже самое
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 31.07 | Начислена заработная плата | 20088,02 | 92 | 661 |
2 | 31.07 | Удержан НДФЛ | 3615,86 | 661 | 6411 |
3 | 31.07 | Удержан ВС | 301,33 | 661 | 642 |
4 | 31.07 | ЕСВ | 4419,37 | 92 | 651 |
Расчет отпускных: 120088,02/(181-6) = 686,22*5=3431,1
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 06.08 | Начислены отпускные | 3431,1 | 92 | 661 |
2 | 06.08 | Удержан НДФЛ | 617,6 | 661 | 6411 |
3 | 06.08 | Удержан ВС | 51,47 | 661 | 642 |
4 | 06.08 | ЕСВ | 754,85 | 92 | 651 |
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 31.08 | Начислена ЗП | 15305,17 | 92 | 661 |
2 | 31.08 | Удержан НДФЛ | 2754,93 | 661 | 6411 |
3 | 31.08 | Удержан ВС | 229,58 | 661 | 642 |
4 | 31.08 | ЕСВ | 3367,15 | 92 | 651 |
Расчет больничных: 138824.29/212=654.83 * 3 = 1964.49
№ | Дата | Операция | Сумма | Дт | Кт |
1 | 06.08 | Начислены больничные | 1964,49 | 92 | 661 |
2 | 06.08 | Удержан НДФЛ | 353,61 | 661 | 6411 |
3 | 06.08 | Удержан ВС | 29,48 | 661 | 642 |
4 | 06.08 | ЕСВ | 432,19 | 92 | 651 |
И окончательный расчет заработной платы за сентябрь
По итогам проведенных операций по состоянию на 31.12 имеем баланс:
Представленная выше конфигурация системы годится для ведения регламентированного бухгалтерского учета компаниями которые занимаются оказанием услуг, оптовой и розничной торговлей и простым производством. И надеюсь продемонстрированным сквозным примером я это доказал. В следующих публикациях я уже более подробно пройдусь по особенностям учета основных сегментов бухгалтерского учета.
Источник: Блог консультанта
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…