Головна » Кадровику » Управління персоналом » Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?
Управління персоналом

Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Артур Шопенгауэр подметил: «Находясь в одинаковых обстоятельствах, люди живут в разных мирах». Наверняка вам приходилось хоть раз попадать в ситуацию, когда на простую просьбу или вопрос ваш собеседник ответил неожиданным образом с неожиданными эмоциями. Предлагаем на простых примерах ежедневного взаимодействия в команде разобрать, почему так происходит и как правильно реагировать в подобных ситуациях.

Итак, руководитель обратился с деловой просьбой к своим подчиненным:

Кейс 1

— Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что — сразу «Маша!»…

Кейс 2

— Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Вообще-то я обещал семье поехать за город. И что мне теперь делать?

Как видим, в одной ситуации получились разные диалоги. Почему сотрудники отреагировали по-разному?

Еще в начале 1950-х годов Эрик Берн, американский психотерапевт, наиболее известный в нашей стране по книгам «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди», заметил, что каждый человек в разных обстоятельствах ощущает себя по-разному, то есть находится в разных состояниях. Исследователь выделил три эго-состояния и назвал их «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Данные наблюдения он положил в основу метода «Транзактный анализ», который направлен на исследование взаимодействий между людьми. Каждое из состояний имеет свои проявления или функции, и любой человек сможет пронаблюдать их в себе и окружающих, обращая внимание на язык тела, речь и поведение (табл. 1).

Табл. 1. Как распознать эго-состояния?

Эго-состояние

Функция

Язык тела

Речь

Типичные выражения

«Родитель»

Контролирующий Родитель — директивный, властный, ищет провалы, оценивает, обвиняет, воспитывает, советует

Уверенная позиция, ноги широко расставлены, руки скрещены или «руки в боки», возможны резкие жесты, указывающие движения рук, корпус прямой или откинут назад, губы сжаты, лоб нахмурен

Твердая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая

«Так нельзя!», «Следует сделать так», «До каких пор?», «Кто должен был это сделать?», «Это неправильно»

Заботливый Родитель покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает

Открытая поза, открытые руки, может дотрагиваться до партнера похлопывать по плечу, корпус наклонен вперед, внимательный взгляд, невербальное сопровождение диалога (кивки головой, «да, я понимаю», «ага»)

Сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, теплая

«Я тебе помогу», «С каждым может такое произойти», «Ты можешь обращаться ко мне с вопросами», «Молодец, хорошо справился с заданием»

«Взрослый»

Оценивает реальность, оперирует фактами, ресурсами, реагирует на ситуацию «здесь и сейчас»

Открытая поза, открытые руки, жесты и выражение лица иллюстрируют, подкрепляют мысли. Корпус прямой, слегка наклонен к собеседнику

Спокойная, безэмоциональная

«Я думаю так, а как думаешь ты?», «Если сравнить».
Много вопросов: «Как?», «Что?», «Почему?», «Расскажи мне ход своих мыслей»

«Ребенок»

Адаптивный Ребенок
Возможны два варианта адаптации:
1) бунт — протестует, обижается, злится;
2) пассивность — боится, не проявляет инициативы, подавлен, соглашается, не уверен в себе

1. Поза напряженная, руки сжаты или наоборот активная жестикуляция, голова опущена, выражение лица упрямое.
2. Поза напряженная, плечи опущены, спина согнута, голова втянута в плечи, выражение лица копирует проявления других, может закусывать губу, теребить руки и пр.

1. Гневная, громкая, упрямая.
2. Нерешительная, покорная, нудная

1. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «Посмотрите на других — почему им можно, а мне нельзя?»
2. «Я попробую», «Я постараюсь», «Я хотел бы…», «Я, наверное, не смогу», «Что же мне теперь делать?»

Свободный Ребенок
Предлагает идеи, энергичен, открыт для творчества, не боится рисковать, раскован, делится мыслями, эмоционален

Поза свободная, жесты энергичные, блеск в глазах, воодушевленное выражение лица, любопытство

Громкая, быстрая, эмоциональная, непринужденная

«Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Ужасно!»

Проанализировав основные поведенческие индикаторы героев кейса, вы легко можете определить, что руководитель обращается к своим подчиненным с позиции «Взрослого», четко озвучивает просьбу и предлагает варианты.

Маша функционирует как «Контролирующий Родитель», она упрекает и подчеркивает свою значимость.

А Коля — как «Адаптивный Ребенок», перекладывает ответственность за свое решение.

Как бы в такой ситуации отреагировал «Взрослый»? А вот как:

Кейс 3

— Петя, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Я не против, но у меня уже запланированы выходные. Есть предложение задержаться в четверг и пятницу. Как тебе такой вариант?

— Договорились.

При этом каждое функциональное состояние может проявляться позитивно и негативно, то есть либо помогать коммуникации, либо усложнять ее (табл. 2).

Табл. 2. Проявления функциональных состояний

Функция

Позитивные проявления

Негативные проявления

«Контролирующий Родитель»

Структурирующий стиль
Посылы и директивы искренне направлены на защиту и поддержку. Критика конструктивна: «Сделал ошибку — исправляй»
Уместно в условиях ограниченных ресурсов, времени, условиях неопределенности, опасности

Критикующий стиль
Посылы с позиции превосходства.
Игнорирует успехи и достижения

«Заботливый Родитель»

Воспитывающий стиль
Забота, помощь, обращение к ресурсам человека. Вера в силы собеседника

Зефирный (потакающий) стиль
Сверхпрощение.
Непоследовательность.
Неверие в способности другого человека Не дает возможности собеседнику самому принимать решения

«Адаптивный Ребенок»

Кооперативный стиль
Общительный, самоуверенный, тактичный.
Придерживается установленных правил. Готов договариваться

Уступчивый/сопротивляющийся стиль
Не говорит прямо о своих чувствах, не выражает открыто свое мнение, замыкается, обижается (либо, наоборот, бунтует, игнорирует, не предлагая вариантов решения)

«Свободный Ребенок»

Спонтанный стиль
Креативный, выразительный

Незрелый стиль
Эгоцентричный, самовлюбленный, опрометчивый

Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, одни люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», другие — не выходить из «Заботливого Родителя», раздавая налево и направо советы и «ценные указания».

Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным. Но неэффективной коммуникация становится, если:

1) привычной, ригидной является только одна модель поведения;

2) функции свойственны только негативные проявления;

3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» — и не смог с ним договориться.

Как действовать в ситуациях несовпадения?

Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться «на волну» собеседника.

Во-вторых, необходимо уметь определять позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник. Это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.

Если партнер общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, с позиции «Взрослого», так как частые посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.

Как это сделать? Рассмотрим два наших первых кейса и выстроим конструктивные продолжения диалога:

Кейс 1

— Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что — сразу «Маша!»…

— Маша, ты важный член команды, без тебя нам действительно было бы непросто. Я как руководитель готов дополнительно обсудить твою нагрузку и скорректировать ее, если это необходимо. Но проект сейчас «горит» и важно, чтобы ты подключилась.

— Хорошо.

Если ваш собеседник общается из функции «Ребенка», обращайтесь к его опыту, статусу, предложите ему подумать, как это могло бы быть, порассуждать над вариантами.

Кейс 2

— Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?

— Вообще-то я обещал семье поехать за город. И что мне теперь делать?

— Как ты думаешь, возможны ли другие варианты ускорить работу? Ты — менеджер проекта, это ответственная позиция, уверен, что ты сможешь найти выход.

— О’кей, я подумаю.

Краткие выводы

Для построения «взрослой» коммуникации важно:

  1. Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
  2. Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
  3. Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
  4. Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
  5. Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.

Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом в бизнес среде наиболее предпочтительной является позиция «Взрослый» — «Взрослый». Однако если вдруг в своем офисе встретите «Родителя» или «Ребенка», теперь вы знаете, как найти к ним подход и перевести коммуникацию в русло, более подходящее при общении с коллегами.

Источник: HR-Лига


Поділіться з друзями - підтримайте проект