Головна » Юристу » Аналіз законодавства » С 1 октября 2020 года : изменения в Законодательстве для ФОП? Для всех!
Аналіз законодавства Консультації

С 1 октября 2020 года : изменения в Законодательстве для ФОП? Для всех!

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Всех украинских предпринимателей, кроме первой группы, обязали иметь кассовые аппараты. 20 сентября 2019 года Верховная Рада окончательно приняла скандальные законы о ФЛП (№1053-1) и РРО (№1073). И хотя после первого чтения и масштабной критики со стороны бизнеса документы существенно доработали, многие его спорные нормы остались в итоговом документе.

Штрафы и жалобы

Вместе с тем, законодатели предусмотрели поэтапное введение изменений. К тому же по многим самым проблемным вопросам пошли навстречу предпринимателям.

  • Штраф за первую продажу товаров или услуг с нарушением снижен со 150% до 100% от стоимости товара.
  • Санкции за повторное нарушение также уменьшились с 250% до 150% стоимости товара.
  • С 850 грн. до 510 грн. снижен штраф если не распечатана контрольная лента.
  • Введен новый штраф в размере 75 грн. если продан не подакцизный товар, который предварительно не запрограммирован в кассовый аппарат.
  • Увеличен с 750 грн. до 5 100 грн. штраф, если продан подакцизный товар, который предварительно не запрограммирован в кассовый аппарат.
  • Снижен с 8 500 грн. до 5 100 грн. штраф за вмешательство в конструкцию или ПО кассового аппарата.
  • Предусмотрен штраф в двойном размере стоимости товаров, которые не были отражены в учете.
  • Увеличен со 100 грн. до 850 грн. размер сумм, по которым потребители могут жаловаться и рассчитывать на получение кэшбека.

Последний инструмент в теории должен превратить простых покупателей в армию налоговых контролеров. Идея в том, чтобы сам человек проверял подлинность и наличие чека. И в случае обнаружения подлога мог рассчитывать на вознаграждение от государства.

Но такой механизм является скорее пиар ходом, нежели работающим механизмом, говорят юристы. Ведь доказать, что незарегистрированный чек был выдан конкретным предпринимателем, а не сделан в «фотошопе» покупателем, будет достаточно тяжело.

«Потребители смогут подать жалобу и получить компенсацию. К примеру, если при покупке человеку не выдали или же выдали недействительный (поддельный) чек, то он может известить об этом налоговую и получить премию в виде возврата денежных средств за покупку. Такие жалобы можно подавать на покупки стоимостью от 850 грн. (в прошлой редакции эта сумма составляла 100 грн.», – рассказала UBR.ua младший юрист ЮФ JN LEGAL Яна Пиоро.

Жаловаться на продавцов потребители смогут через личные электронные кабинеты. Через них же можно будет отслеживать, на каком этапе находится рассмотрение заявки.

«Также будет внедрена информационная система, через которую покупатели смогут проверять подлинность расчетного документа», – заметил управляющий партнер АК «Мисяц и партнеры» Андрей Мисяц.

Для кого РРО отсрочили

До 1 октября 2020 года будут действовать временные сниженные санкции за нарушения, а именно:

  • До введения кэшбека, штраф будет составлять 10% стоимости проданных с нарушением товаров за первый случай, и 50% – за второй, если предприниматель не выдал покупателю фискальный чек.
  • Когда заработает система «кэшбек», то штрафные санкции будут составлять 100% и 200% соответственно.

«После вступления в силу этих законов однозначно вынужденно вырастет спрос на кассовые аппараты, а вместе с ними вырастут и затраты бизнеса. Снижение штрафов и предоставление бизнесу времени для адаптации – вполне прогнозируемый вариант развития событий», – заметил в беседе с UBR.ua управляющий партнер ЮК «Альянс Правовых Сил» Виталий Собкович.

Помимо этого, для второй группы плательщиков единого налога предельный объем дохода с 1 января 2021-го увеличен с 1,5 млн до 2,5 млн грн.

Также отсрочили внедрение обязательного применения РРО для гостиниц и ресторанов до 1 октября 2020 года, а интернет-магазины исключили из списка.

«При осуществлении покупок через интернет-магазин, чаще всего, вы получаете товар наложенным платежом, а уже потом логистическая компания перечисляет средства за товар продавцу. То есть, фактически, делается перевод средств от одного физического лица к другому, а не оплата средств по приобретению товара, и как известно, налог за продажу товара продавец не уплатил, а средства получил», – заметила юрист ЮК «ВОЛХВ» Анастасия Князева.

Законом также предусмотрено:

  • До 1 октября 2020-го плательщики единого налога 2, 3, 4 групп (ФЛП) не обязаны применять РРО, если их годовой доход не превышает 1 млн. грн.
  • После 1 октября 2020-го, предприниматели, которые ведут определенные виды деятельности (реализация лекарственных средств, деятельность ресторанов, кафе, туристических агентств, гостиниц и т.д.), независимо от объема дохода, должны будут применять РРО.
  • Механизм «кэшбек» также вводят с 1 октября 2020 года. С этой же даты вводится полный размер штрафа за не проведение операций через РРО и невыдачу фискального чека.
  • Программные РРО вводятся в Украине через 6 месяцев с даты публикации закона. Кабмин в течение 3 месяцев должен принять необходимую нормативку.

    Реализация товаров через кассовые аппараты позволит выявить тех, кто заявляет о себе, как о малых предпринимателях, а на деле представляет большие кампании, обороты которых могут в десятки, а то и сотни раз превышать установленные законодательством лимиты для ФЛП.

    Также фискальные чеки позволят контролировать происхождения товаров: контрабанда ли это или законный товар. Кроме того, при наличии чека покупатель сможет защитить свои права, ведь отсутствие чеков позволяет продавцам не выполнять положения закона «О защите прав потребителей».

    Касса в смартфоне

    Но бизнес до сих пор не понимает, что будет введен цифровой РРО, говорят эксперты. «То есть не обязательно покупать дорогие кассовые аппараты, а достаточно будет загрузить с сайта Государственной налоговой службы программное обеспечение для устройства, которое имеет доступ к интернету (планшет или смартфон)», – говорит Несходовский.

    Необходимость использования кассового аппарата всеми ФЛП на едином налоге (а вместе с ним и учета товаров) существенно усложнит ведение ими бизнеса и откроет ящик Пандоры в лице проверок фискальных органов, говорят юристы.

    «Традиционно, именно штрафы за нарушение кассовой дисциплины являлись главной «кормушкой» для налоговой инспекции и кошмаром для мелкого и среднего бизнеса. Вторая редакция законопроектов немного уменьшает штрафные санкции и отсрочивает спорные нововведения, однако не меняет сути изменений: ФЛП придется познакомиться со многими «прелестями» общей системы налогообложения», – отметил нам юрист-аналитик МЮФ Kinstellar Алексей Бурчевский.

    Разумеется, основным мотивом государства в настоящий момент является борьба с контрабандой и «серым» импортом, вести которую намного проще, имея возможность отследить любую покупку через внедряемую систему электронных чеков.

    Тем не менее, считают юристы, после принятия законопроектов, Украину ждет новая волна закрытия ФЛП, миграция предпринимателей на первую группу плательщиков единого налога, повышение розничных цен на продукцию, и уход предпринимателей «в тень».

    «Многим, кто занимается мелкой торговлей через интернет, не выходя из дома, придется найти менее доходную, но более безопасную, с точки зрения проверок, работу – скорее всего, за границей. Также нас ожидает рост количества судебных обжалований налоговых проверок в геометрической прогрессии», – говорит Бурчевский.

    Кого не затронет

    Нововведения мало коснутся среднего и крупного бизнеса, размывающего базу налогообложения через использование ФЛП, особенно в сфере услуг, говорят эксперты. Они быстро обзаведутся (а многие уже имеют) кассовыми аппаратами и продолжат обслуживать клиентов через посредников на едином налоге.

    Не коснутся они и айтишников, маскирующих свои трудовые отношения под ФЛП, ведь за них всю бухгалтерию обычно ведет работодатель.

    Нововведения безусловно больше всего отразятся на малом и среднем бизнесе, поскольку крупный бизнес (по большей своей части) уже обзавеля кассовыми аппаратами.

    Не исключают юристы, что после вступления в силу новых законов, какая-то часть бизнеса все-же выйдет из тени и будет играть по новым правилам. С другой стороны, наличие высоких штрафов для части бизнесменов будет сдерживающим фактором, а для других подтолкнет к «решению» вопросов с проверяющими, и сформирует на рынке свою «цену вопроса».

    Однако, как первый, так и второй вариант увеличит расходы бизнеса и отразится в стоимости реализуемых товаров и услуг.

    «Как и при любых изменениях, поначалу много нарушений будет фиксироваться ввиду пресловутого человеческого фактора – ошибок при введении товаров в кассовый аппарат, не распечатывании контрольных лент и другие мелкие нарушения, которые и могут дать «показатель» для контролирующих органов. После вступления в силу этих законов однозначно вынужденно вырастет и спрос на кассовые аппараты, а вместе с ними вырастут и затраты бизнеса», – отметил Собкович.

UBR


Поділіться з друзями - підтримайте проект