Предприятие в течение 2015 года из-за затруднительного финансового положения не проводит индексацию зарплаты своих работников. Каким размером штрафа это грозит, если будет проверка?
ОТВЕТ: В случае непроведения индексации зарплаты работников работодателей могут привлечь к ответственности и применить штраф, что предусмотрено ч. 1 ст. 41 КоАП и ч. 2 ст. 265 КЗоТ.
В соответствии со ст. 18 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 г. № 2017-III (далее — Закон № 2017), индексация доходов населения является государственной гарантией.
А оплата труда в обязательном порядке подлежит индексации (ст. 2 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.1991 г. № 1282-XII, далее — Закон об индексации).
Суммы выплат, связанные с индексацией заработной платы работников, относятся к фонду дополнительной зарплаты (пп. 2.2.7 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5).
Поэтому невыплата индексации приравнивается к выплате зарплаты в неполном объеме.
В случае выплаты зарплаты в неполном объеме на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с ч. 1 ст. 41 КоАП налагается админштраф в размере от 30 до 100 НМДГ (от 510 грн до 1700 грн). Если в течение года повторно совершено такое же правонарушение, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, тогда штраф возрастает до размера от 100 до 300 НМДГ (от 1700 грн до 5100 грн).
Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 2 месяца со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 38 КоАП).
К длящимся правонарушениям относятся такие, которые связаны с длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой, и характеризуются тем, что лицо, совершившее определенные действия или бездействие, находится в дальнейшем в состоянии непрерывного продолжения этих действий (бездействия). На это указывает Минюст в письме от 01.12.2003 г. № 22-34-1465. Длящееся правонарушение, будучи совершенным раз, длится постоянно на стадии законченного проступка и считается завершенным, когда оно прекращается при определенных обстоятельствах: или исполнение обязанности, или выявление и прекращение данного нарушения контролирующими органами.
Учитывая, что обязанность по проведению индексации у работодателя возникает ежемесячно, то непроведение индексации, которое продолжается из месяца в месяц, будет считаться длящимся правонарушением, и завершенным оно будет или когда работодатель наконец выплатит работникам надлежащие суммы индексации зарплаты, или когда контролирующий орган обнаружит правонарушение и наложит штраф.
При выявлении нарушений законодательства о труде должностными лицами территориальных органов Государственной службы по вопросам труда (далее — Гоструда) по результатам проверки составляется акт проверки и вносятся предписания об устранении выявленных нарушений, а также принимаются меры относительно привлечения к ответственности виновных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 7 Порядка проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов, утвержденного приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390).
При этом невыполнение законных требований должностных лиц органа Гоструда касательно устранения нарушений законодательства о труде влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 НМДГ, то есть от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП).
Принимая во внимание то, что непроведение индексации несколько месяцев подряд — это длящееся правонарушение, то и штраф за него будет один в пределах от 510 грн до 1700 грн. Если в течение года со дня наложения штрафа за такое правонарушение работодатель опять не будет проводить индексацию зарплаты работников, тогда будут применены повышенные размеры штрафов — от 1700 грн до 5100 грн.
Протоколы об админправонарушениях, связанных с полной выплатой зарплаты, в т.ч. непроведение индексации, составляют органы Гоструда (п. 1 ч. 1 ст. 255 КоАП).
К тому же Гоструда уполномочена ст. 259 КЗоТ проводить госнадзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юрлицами независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физлицами-предпринимателями, использующими наемный труд в порядке, определенном Правительством.
Обратите внимание!
После 01.07.2015 г. и в дальнейшем продолжает действовать мораторий на проверки, который был предусмотрен п. 3 р. ІІ «Заключительных положений» Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.
Им установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно:
с разрешения правительства;
по заявке предприятия касательно его проверки;
согласно решению суда или требованиям УПК.
Гоструда считает: мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования в течение января – июня 2015 года, введенный п. 8 р. ІІІ «Заключительных положений» Закона № 76, распространялся на плановые и внеплановые проверки всех субъектов хозяйствования без исключения. Но он больше не действует в связи с истечением установленного периода (письмо от 03.09.2015 г. № 2062-8-11/8).
Вместе с тем лишь штрафом, предусмотренным ч. 1 ст. 41 КоАП, не обойтись.
За выплату не в полном объеме зарплаты, в т.ч. сумм индексации, для юрлиц и физлиц-предпринимателей абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ предусмотрен штраф в размере 3-кратной минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения.
К тому же существует еще один штраф в 10-кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, — за каждого работника, относительно которого совершено нарушение, если не соблюдены минимальные государственные гарантии в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).
Следовательно, вполне логично возникает вопрос: какой из этих штрафов будет применен органами Гоструда, если работодатель не проводит индексацию зарплаты?
На своем веб-сайте Гоструда на вопрос: «Является ли индексация зарплаты минимальной государственной гарантией в оплате труда?» — предоставило вот какой ответ: поскольку индексация зарплаты предусмотрена КЗоТ, она является минимальной государственной гарантией. Такой же позиции придерживается и Минсоцполитики в письме от 03.10.2014 г. № 219/10/136-14.
Ведь к государственным социальным гарантиям относятся установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры прочих видов социальных выплат, установленные законами и прочими нормативно-правовыми актами, обеспечивающими уровень жизни не ниже прожиточного минимума (ст. 1 Закона № 2017).
Минимальными государственными гарантиями являются нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда и КЗоТ (ч. 2 ст. 12 Закона об оплате труда). В ч. 5 ст. 95 КЗоТ тоже указано, что зарплата подлежит индексации в установленном порядке.
КСУ тоже сделал вывод, что денежные средства, которые начисляются в порядке индексации зарплаты, носят компенсаторный характер, а спор о взыскании невыплаченных работодателем сумм индексации зарплаты является трудовым спором, связанным с несоблюдением законодательства об оплате труда (см. решение КСУ от 15.10. 2013 г. № 9-рп/2013).
Следовательно, индексация зарплаты является государственной гарантией в сфере оплаты труда. Однако, можно ли ее отнести к минимальным гарантиям? Ведь размеры индексации зарплаты не имеют установленного минимального размера. Работодатель при наличии оснований для проведения индексации обязан ее проводить и исчислять в сумме, которая будет определена после применения исчислений, предусмотренных Порядком № 1078.
Но поскольку государство гарантирует индексацию зарплаты, то несмотря на то что нет четких размеров данной государственной гарантии, Гоструда будет применять максимально возможный штраф, предусмотренный в абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ: за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 10-кратном размере.
Порядок применения штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 265 КЗоТ, должно утвердить Правительство. На сегодняшний день есть только проект постановления «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения». Поэтому сейчас порядка применения указанных штрафов нет. В то же время действует мораторий на проверки в 2015–2016 годах предприятий, учреждений и организаций, физлиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами, о котором упоминалось ранее.
По материалам: Интерактивная бухгалтерия
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…