Головна » Юристу » Аналіз законодавства » Система блокировки налоговых накладных. Второй раунд
Аналіз законодавства

Система блокировки налоговых накладных. Второй раунд

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email
Яков Гольдарб, адвокат,  директор Goldarb. Advice

На сайте Минфина обнародован проект постановления правительства, регулирующий вопросы приостановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировок (далее — НН/РК) в едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), порядок работы комиссий, принимающих решения о регистрации НН/РК или отказе в их регистрации, а также порядок рассмотрения жалоб на такие решения.

Напомню, что с 01.01.2018 года плательщикам налога на добавленную стоимость законодатель дал передышку: согласно п. 201.16 НКУ), регистрация НН/РК в ЕРНН может быть приостановлена в порядке и на основаниях, предусмотренных КМУ.

Таким образом, пока правительство не примет нормативную базу, предусматривающие такие порядок и основания, регистрация НН/РК временно не приостанавливается.

Как и прогнозировалось, профильные ведомства в этом вопросе не заставляют долго ждать и уже выданы «на гора» проекты нормативно-правовых актов, которые дадут старт «второму раунду» борьбы за регистрацию налоговых накладных.

Будем разбираться, что нового ждет бизнес, бухгалтеров и юристов, если эти документы будут приняты.

ПРИОСТАНОВКА РЕГИСТРАЦИИ НН/РК В ЕРНН

Не будет приостанавливаться регистрация НН/РК, которые соответствуют хотя бы одному из указанных ниже критериев:

– НН составлена по операциям, в которых покупатель — не плательщик НДС, а также по освобожденным от НДС операциям;

– объем поставок по всем НК/РК, зарегистрированных в течение месяца (с учетом поданной на регистрацию) — менее 500 тыс.грн., а руководитель плательщика занимает такую должность не более чем в 3 плательщиках;

– одновременно соблюдаются следующие значения:

D > 0,03, при этом D = общая сумма уплаченных налогов и ЕСВ за посл.12 месяц (кроме импортного НДС) / общая сумма поставок, облагаемых НДС (кроме экспорта) за последние 12 месяцев.

P < Рм * 1,3, где Р — сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных в течение месяца, а Рм — наибольшая сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных за последние 12 месяцев.

НН/РК проверяются на соответствие критериев рисков плательщика налога, показателям позитивной истории плательщика и критериям рисков операции. Таким образом, вводится понятие позитивной истории плательщика НДС и критерии рисков плательщика НДС.

Если плательщик, составивший НН/РК, соответствует критериям рисковых, регистрация НН/РК приостанавливается.

Если НН/РК соответствует критериям рисковости хозяйственной операции, регистрация таких НН/РК также приостанавливается, кроме случая, когда НН/РК составлены плательщиком с позитивной налоговой историей.

Забегая наперед скажу, что вышеуказанные критерии рисков плательщика и операций, а также показатели позитивной налоговой истории плательщика данными проектами не установлены. Предусмотрено, что их должна определить ГФС по согласованию с Минфином.

Как по мне, раз НН/РК проверяются на соответствие данным критериям и показателям, а их регистрация приостанавливается в случае соответствия критериям рисков и отсутствия позитивной истории плательщика, такие критерии рисков и показатели должны быть предусмотрены этим же документом.

То есть, если постановление КМУ будет принято в редакции, предложенной Минфином, на момент его принятия плательщики еще не смогут знать, какие критерии и индикаторы будут относить их и их операции к рисковым, а какие показатели деятельности могут способствовать созданию «позитивной истории плательщика».

В случае приостановки регистрации НН/РК, плательщик, как и раньше, может в течение 365 календарных дней (следующих за датой возникновения налогового обязательства), подать контролирующему органу в электронном виде письменные пояснения и копии документов, достаточных для принятия решения о регистрации НН/РК в ЕРНН.

К таким документам проект относит: договоры, приложения к ним, доверенности, иные документы, предоставляющие право получать продукцию, первичные документы по поставке/приобретению, складские документы, счета, акты приема-передачи, накладные, расчетные и банковские документы, документы, подтверждающие соответствие продукции (сертификаты и т.д.).

Письменные пояснения и копии документов будут рассматривать комиссии контролирующих органов, а именно областных ГФС, ГФС в г. Киеве и Офисе крупных плательщиков, и комиссии ГФС (комиссия центрального уровня, далее — КЦУ).

Именно эти комиссии уполномочены принимать решения о регистрации НН/РК в ЕРНН или об отказе в их регистрации.

Таким образом, в вопросе полномочий по принятию таких решений предлагается произвести некую децентрализацию, наделив правом решать судьбу поданных на регистрацию НН/РК региональные налоговые органы, а не только ГФС Украины, как было ранее.

Основания для принятия решения об отказе в регистрации НН/РК остаются такими же:

– не предоставление плательщиком письменных пояснений;

– не предоставление плательщиком копий документов;

– предоставление плательщиком копий документов, составленных с нарушением законодательства и/или не достаточных для принятия решения о регистрации НН/РК.

Последнее из оснований для отказа в регистрации НН/РК довольно субъективно и расплывчато (не думаю, что те, кто сталкивался с приостановкой и отказом регистрации НН/РК, скажут, что я не прав: принималось решение об отказе со ссылкой на формальное основание – недостаточность или дефектность документов, а какие документы составлены с нарушениями или их не хватает – поди знай).

Но следует отметить, что проектом предлагается утвердить также и новую форму решения комиссии о регистрации/отказе в регистрации. В случае отказа в регистрации НН/РК на основании дефектности поданных плательщиком документов или их нехватки для принятия позитивного решения, в решении должно быть указано, копии каких именно документов не предоставлены, или какие документы составлены с нарушениями законодательства.

Безусловно, такая конкретизация уменьшит риск необоснованного отказа в регистрации НН/РК на основании «дефектности» или «недостаточности» поданных документов. Но не исключит его. Ведь в решении может быть безосновательно указано, что какой — то из поданных документов составлен с нарушением законодательства, и плательщику предстоит это опровергнут путем обжалования решения в ГФС или в суд.

Комиссии регионального уровня в течение 5 рабочих дней со дня подачи пояснений и документов:

– по плательщикам с объемом поставок (в текущем месяце) менее 30 млн. грн., принимают решения о регистрации или отказе в регистрации НН/РК и отправляет их плательщику;

– по плательщикам с объемом поставок (в текущем месяце) более 30 млн. грн., принимает решения о регистрации или отказе в регистрации НН/РК и отправляет их Комиссии центрального уровня.

КЦУ в течение 7 рабочих дней может принять иное решение, отменив решение региональной комиссии. Если КЦУ не принято иное решение (отличное от решения, принятого комиссией регионального уровня), решение КРУ вступает в силу и отправляется плательщику.

ТАБЛИЦЫ ДАННЫХ

Согласно проекта таблицы данных плательщика налога (далее — таблицы данных) уполномочены рассматривать комиссии регионального уровня, которые могут принять решение об учитывании или не учитывании таблицы данных.

Таблицы данных, поданные некоторыми категориями плательщиков, учитываются автоматически. Но все равно комиссия регионального уровня имеет право принять решение о ее не учитывании, после чего таблица не сможет учитываться автоматически.

Важно! Если таблица данных учитывалась ГФС с 01.07.2017 года, то в дальнейшем регистрация НН/РК по операциям, указанным в таблице данных, не подлежит приостановке.

При этом, если контролирующий орган располагает информацией, которая свидетельствует о предоставление недостоверных сведений в таблице данных, комиссии имеют право принять решения о не учитывании таблицы данных.

С одной стороны, учитываемые ранее таблицы данных являются защитным инструментом от приостановки регистрации НН/РК, а с другой, фискальные органы наделены достаточными возможности для того, чтобы в дальнейшем таблицы данных не учитывать. Согласитесь: ведь легче принять решение о не учитывании таблицы данных, а потом уже (при необходимости) доказывать, какие недостоверные данные плательщик НДС когда-то внес в таблицу данных.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ОБ ОТКАЗЕ В РЕГИСТРАЦИИ НН/РК

Жалобы на решения об отказе в регистрации НН/РК предлагается подавать в течение 10 дней после того, как решение комиссии вступило в силу.

Обращаю внимание! На период тестирования реестра приостановленных НН/РК решения о регистрации или отказе в регистрации вступают в силу со дня их принятия, а по плательщикам с объемом поставок свыше 30 млн. грн. в месяц решение комиссии регионального уровня вступает в силу, если комиссия центрального уровня в течение 7 рабочих дней не примет иного решения.

Жалобы и копии документов к ним будут подаваться только в электронном виде .

Решение по результатам рассмотрения жалобы также будет отправляться в электронном виде на электронный адрес, указанный в жалобе (это обязательный реквизит жалобы).

Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб может:

– удовлетворить жалобу и отменить решение комиссии;

– оставить жалобу без удовлетворение, а решение комиссии — без изменений;

– оставить жалобу без рассмотрения (в случае подачи заявления об отказе от жалобы).

Решение комиссии можно обжаловать только в суде.

В целом, процедура административного обжалования решений об отказе в регистрации НН/РК изменилась не существенно, кроме подачи жалоб и копий документов к ним в электронном виде.

Положение о комиссии и ее состав предлагается утверждать председателем ГФС.

Считаю, что решения комиссии ГФС Украины не должны пересматриваться другой комиссией той же ГФС (коррупционные риски, возможность должностной зависимости членов одной комиссии от членов другой и т.д.).

Логично и правильно (опять же, на мой взгляд), чтобы решения комиссий регионального уровня пересматривались комиссией ГФС, а решения, принятые ГФС пересматривались комиссией Минфина.

По материалам Лига.Блоги


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Наша розсилка