Внешний рекрутинг в Украине сейчас — это необоснованно дорого или все-таки стоимость услуг рекрутинговых компаний справедлива? И что выгоднее с точки зрения затрат — заказывать эту услугу у внешнего подрядчика или нанимать рекрутера в штат? Давайте разберемся.
Когда возникает необходимость в новых сотрудниках, компания неизбежно встает перед выбором:
Зачастую принимается решение все же нанять в штат специалиста по поиску и подбору, считается, что это «надежнее и дешевле». А так ли это на самом деле?
Алгоритм расчета на примере
Для примера возьмем распространенный вариант стандартного рекрутинга. Предположим, что в компании есть вакансия менеджера по продажам со стандартным набором требований. Вакансия не конфиденциальная и не требует прямого поиска в компаниях-конкурентах. Искать нужно в основном в открытых источниках — это job-сайты и соцсети. С такой задачей может справиться рекрутер с опытом работы от года. Предположим, что он в штате уже имеется.
Ниже будут представлены усредненные данные по работе над вакансией. В разных компаниях эти цифры могут отличаться. Но эти критерии можно взять за основу и произвести свои, более точные расчеты.
Основные ресурсы для поиска
Итак, чтобы закрыть позицию, как и для любого вида работ, необходим минимальный набор ресурсов:
Это не все ресурсы. Если работа по поиску ведется в компании постоянно, тогда дополнительно понадобятся программные продукты, помогающие хранить и систематизировать собственную базу резюме, а также те, которые позволяют автоматизировать сам процесс рекрутинга. Но их мы в этой статье касаться не будем.
Каждый из этих ресурсов имеет свою стоимость.
На один месяц разместить на основных украинских job-сайтах вакансию, которая будет возобновляться каждую неделю, что оптимально с точки зрения результативности, обойдется компании порядка 1000 грн. Доступ к базе резюме на месяц по одному региону обойдется в еще порядка 3–5 тыс. грн.
Нужно также потратиться на безлимитную мобильную связь, поскольку звонков будет очень много. Стоимость телефонной связи и доступа к интернету будет стартовать от 200 грн в месяц.
А теперь самое интересное — трудозатраты специалиста по поиску и подбору. Давайте посмотрим, что он должен сделать для закрытия вакансии.
Для расчетов весь процесс рекрутинга был разбит на четыре этапа:
Каждый этап состоит из определенного количества единичных операций. Исходя из опыта и собственных отчетов, было определено минимальное и максимальное количество времени, необходимое для выполнения одной операции (нормативы). Для удобства вычислений берем среднее значение норматива. Некоторые операции необходимо выполнить много раз, поэтому для получения общих временных затрат на операцию необходимо умножить длительность одной операции на количество повторений. А теперь сами расчеты (будет много текста и цифр).
Этап первый. Подготовка
Этап второй. Поиск
Этап третий. Отбор/оценка
Этап четвертый. Организация выхода на работу
Итоговые цифры затрат времени HR-а на весь процесс поиска нашего менеджера по продажам — от 3262 до 3602 минут.
Хочу отметить, что длительность операций сильно зависит от квалификации самого рекрутера и ситуации на рынке труда — если кандидатов мало, требуется гораздо больше времени на поиск резюме.
Финальные расчеты
Получается, что чистые затраты времени на закрытие одной вакансии среднего уровня, без учета простоев и потери времени на согласования, а еще без учета паники специалиста по подбору, когда уже два дня нет ни одного подходящего кандидата, — составляют примерно 60 рабочих часов. Это 1,5 рабочих недели.
Теперь рассчитаем стоимость этой работы. Средняя зарплата HR-менеджерa (рекрутера) в Украине с опытом от одного года — около 10 тыс. грн в месяц (данные взяты на job-сайтах и из опроса коллег из разных городов). Час его работы в таком случае составит 57 грн. И стоимость работы по поиску на одну позицию, соответственно, будет равна 3420 грн.
Добавим сюда описанные выше расходы на телефонную связь и доступы к job-сайтам — получаем цифру 7600 грн. Добавим также расходы на организацию рабочего места своего сотрудника — как минимум стул, стол и быстрый ПК. Это еще порядка 8000 грн.
Итого себестоимость функции рекрутинга в компании составляет 15 600 грн. На одну вакансию. Не намного дешевле услуг рекрутинговой компании, правда?
Мы рассмотрели финансовые затраты на один проект по поиску. Чтобы получить полную картину, нужно просчитать стоимость рекрутинга в рамках месяца и с учетом загрузки штатного сотрудника — в динамике и с учетом этих показателей сумма меняется.
Штатный рекрутер при описанной нагрузке в состоянии закрыть 2–3 вакансии в месяц. Исходя из собственного опыта работы в рекрутинге, эффективный сотрудник может закрывать до 5–7 вакансий в месяц. Я имею в виду разноплановые позиции уровня специалиста (например, бухгалтер, менеджер по продажам, специалист по закупкам и т. п.), когда не получается сгруппировать самые трудозатратные операции по поиску для минимизации затраченного времени. Хочу отметить, что массовый подбор неквалифицированного персонала и прямой поиск ключевых сотрудников рассчитываются по-другому, и количество закрываемых вакансий тоже будет другим.
Расчеты денежных затрат на поиск персонала в разрезе месяца, при условии, что рекрутер у вас в штате и он закрывает три вакансии в месяц, выглядят так:
Общие расходы составят 28 300 грн. Стоимость одной вакансии в перерасчете составит 9400 грн.
Тогда как расходы на привлечение рекрутинговой компании или фрилансера составят 10 000–24 000 грн на одну вакансию (10–20% от годового уровня дохода менеджера по продажам).
Итак, в каких случаях все-таки выгоднее обращаться в рекрутинговую компанию?
Как показали расчеты, если в компании есть постоянная потребность в подборе от 3 до 7 человек в месяц — выгоднее нанимать штатного рекрутера. Если же есть потребность в подборе только 1–2 человек в месяц — выгоднее обращаться к внешним подрядчикам, даже для поиска персонала среднего уровня.
Если у вас уже есть штатный HR — стоит учитывать его нагрузку. Как показывает практика, если у него в работе больше 10 вакансий, то новую он скорее всего быстро закрыть физически не сможет. А если это вакансия важная и срочная? Просто сделайте свои расчеты, и вы сразу найдете оптимальный для компании вариант.
Автор: Штепа Надежда
Источник: hrliga.com
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…