Итак, дождались. Кабмин 24 апреля 2019 г. принял очередные изменения в Постановление 117.
В новой редакции Постановление 117 пока нигде не публикуется. Мы взяли этот труд на себя и внесли необходимые изменения.
Попытаемся перевести на понятный язык все последствия данных новаций.
Итак. Сначала по содержанию.
«Зеленый коридор» (освобождение от мониторинга) – три случая:
1. НН, выписанные на неплательщика или освобожденные от НДС;
2. Четыре условия вместе: объем поставок до 500 тыс. + сумма поставок на одного контрагента до 50 тыс. + сума НДС, уплаченная в прошлом месяце более 20 тыс. + руководитель одновременно не более чем у трех предприятий;
3. Три условия вместе: сумма НДС, уплаченная за предшествующие 12 мес. более 400 тыс. + налоговая нагрузка (D) более 5% + сумма НДС в текущем месяце (Р) не превышает максимальное ежемесячное значение за год более чем на 40%.
Фактически произошел откат до худшей версии 2017 года, когда крупный бизнес был выведен из-под мониторинга. При этом возможность регистрации НН мелкому бизнесу без коряво работающей СМКОР просто перекрыта.
Рассмотрим по пунктам :
- Регистрация на неплательщиков и по освобожденным без мониторинга вопросов не вызывает, так было всегда.
- Второй пункт (до 500 тыс.) создавался для облегчения работы небольших плательщиков, у которых:
а) небольшие обороты;
б) небольшие сделки с клиентами (до 50 тыс.);
в) нет достаточных объемов для содержания собственной юридической службы и обеспечения процедуры бесполезного бумаготворчества в стиле «я не верблюд».
И тут – «оплата НДС более 20 тыс.»⁉️. То есть не менее 4% от оборота и это только по НДС? А если оборот не 500 тыс., а меньше? Тогда 20 тыс. НДС – это все 5-6 % от оборота.
Резюме: при небольших оборотах не может быть такой уплаты НДС! Соответственно, этот пункт, по сути, для малого бизнеса просто перестает существовать. Зато для больших он остается. Этакий «разовый билет» на 500 тыс. оборота.
3) Третий пункт (400 тыс. НДС за год) фактически возвращает мораторий для мониторинга крупного бизнеса. Только в редакции 2017 года это было 5 млн. налогов за год, а сейчас всего 400 тыс. уплаты НДС при 5%-ной налоговой нагрузке.
Что имеем: полный выход из-под мониторинга крупных игроков, чего они и добивались весь 2018-й год. Тут уже «абонемент» на безлимит освобожденных от мониторинга операций.
‼️Но это цветочки. Есть беспрецедентные новшества.
Как у нас включают в рисковые плательщики – мы уже знаем. И превентивно, и ошибочно, и новеньких, и потому, что код не сошелся…
Теперь, если плательщик на дату остановки регистрации НН соответствовал критериям рисковости плательщика (а это, на минуточку, 82% заблокированных плательщиков или 92% заблокированных НН), то окончательное решение по его пояснениям и уведомлениям по разблокировке НН принимает центральная комиссия ГФСУ – БЕЗ ПРАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ такого решения!
И неважно, что на дату подачи пояснений плательщик доказал, что он не рисковый. Не нравится решение комиссии? Суд там! Товарищи судьи, ау!!! Как вам перспектива? Весело? СМКОР-2017 нервно курит в коридоре и выглядит просто жалко по сравнению с этим детищем больной фантазии.
В общем, так:
- Если кого блокируют по п. 2.1 (несоответствие кодов) – это региональная комиссия ГУ ГФС и обычная процедура разблокировки и админобжалования решения, если что. Комиссии по рассмотрению жалоб не будет – теперь ее функции выполняет комиссия при ГФСУ.
- Если (упаси Бог) п.1.6. – велкам в центральную комиссию (она же комиссия ГФСУ) без возможности админобжалования. Не открылся файл, не увидели платежку, не поняли что-то в пояснениях – суд. Статья 56 НКУ уже не указ нашим «изобретателям».
Подытожим, что происходит:
1. Упразднили «зеленый коридор» для маленьких. Освобождения от мониторинга, по сути, не будет.
2. Открыли «зеленый коридор» для больших. Со скидкой (по сравнению с 2017-м – там «проходной порог» был 5 млн). 400 тыс. НДС + 5% = входной билет. Дальше регистрируй что хочешь.
3. Подавляющее большинство плательщиков (85-90%) лишается инструмента административного обжалования решения комиссии.
4. Резко, многократно и бестолково возрастает нагрузка на и так перенагруженные админсуды . О сроках рассмотрения и судебных сборах я уже молчу.
5. В суд не хочет никто. Хотя бы потому, что долго и дорого. Судебный сбор, адвокаты, время. Бизнес будет договариваться «на берегу». Привет, коррупция.
6. По статистике, контролирующие органы пытаются оспорить все решения, вынесенные в пользу плательщика. Безуспешно, как правило, но пытаются. И цифры по уплате судебного сбора на обжалование в апелляции-кассации утекают из бюджета бурной рекой
7. Кто будет платить за всё вот это? Контрагенты? Партнеры? Да мы с вами и будем платить. И за ошибочное включение в рисковые, и за не пойми какое решение комиссии, и за суд, и за задержки по регистрации перед контрагентами.
Кабінет Міністрів України, вы что творите?!? Это сознательный «подарок» на прощание бизнесу? Это уничтожение предпринимательства, диверсия для экономики! Міністерство фінансів України, люди у вас меняются, а подходы в работе все те же. Державна регуляторна служба України, как ЭТО можно было пропустить?!?
Теперь бизнесу и общественности: хватит спать! Иначе 2017-й покажется цветочками.
Постановление 117 не соответствует Налоговому Кодексу Украины и обжалуется в Окружном Административном суде г. Киева. Уже в июне ожидается решение суда.