Как говорят гуру корпоративных отношений, чтобы задержать работника, заинтересовать его, нужно работать с мотивацией, этой сложной материей, часто не измеряемой денежным эквивалентом. Посвященных этому наболевшему вопросу исследований — десятки, рецептов — сотни, и далеко не все они хорошо показывают себя на практике. Поэтому стоит присмотреться к законам поведенческой экономики, которая учитывает неочевидные нюансы человеческой психологии и становится действенным инструментом в повышении вовлеченности работников. Зачем человек вообще что-то делает? Как человек выбирает из множества вариантов, чем он будет заниматься? Почему у нас не получается измениться? От чего зависит наша производительность труда? Знакомые вопросы? Их может раскрыть поведенческая экономика. В бизнесе есть такие понятия, как вовлеченность, удовлетворенность, мотивация, однако, если ваша цель заработать много денег, то вам важно не это, а производительность труда. Чтобы заработать, вам нужно понять следующее: мотивация самостоятельно не существует. То, что вы привыкли называть мотивацией — взаимодействие двух разных миров. Первый — мир мотивов, это внутренний мир устремлений и желаний, второй — мир стимулов, внешний мир. Мотивация — это взаимодействие этих двух миров. Человеком могут управлять, как мотивы, например, «хочу стать директором», так и стимулы, — например, есть возможность подработать, чтобы получить больше денег. Однако разница есть: под влиянием мотива у человека повышается производительность труда, он больше выкладывается, у него высокий уровень удовлетворенности, и продолжительность влияния внутреннего мотива больше, чем влияние стимула. Топ-менеджеру важно понимать, как устроен мир мотивов, чтобы уметь им пользоваться. Если вы заметили, то многие управленцы постоянно мучаются с мотивацией коллективов или отдельно взятых людей, хотя сложного ничего нет — у нас всего 72 мотиватора. Это касается большинства людей.
У мира стимулов, хотя он и кажется проще, есть масса побочных эффектов. Действие под влиянием мотивов практически не имеет никаких последствий — это развитие человека в чистом виде. Что же происходит с миром стимулов, когда нет мотивов? Представьте ситуацию: на первом этаже многоэтажки живет старенький дедушка, под окнами его квартиры постоянно шумят дети, он их прогоняет, но они не уходят. Тогда дедушка предлагает платить детям по 100 грн в день за то, чтобы дети продолжали шуметь под его окнами, естественно, дети соглашаются. Дети шумят в течение недели, но в положенный срок дедушка говорит, что заплатит не 100 грн, а 50 грн. Дети возмутились, но продолжили играть еще неделю. Однако дедушка снова вышел к ним и сказал, что вообще не может заплатить, но они могут дальше шуметь. Согласятся ли дети? Конечно, нет. Они и раньше играли бесплатно, но в данном случае это уже не то же самое, ведь им предлагали деньги. У детей был внутренний мотив — играть, потом был применен вешний стимул — платить, после этого стимула мотив исчез. Это называется эффект сверхоправданий. Внешнее стимулирование может привести к снятию внутренних мотивов. Если спросить людей, зачем они ходят на работу, они ответят, что делают это ради денег. Но на самом деле они работают ради того, что эти деньги им дают. И многие не осознают этого. Это виртуальных эффект сверхоправдания.
Проведя исследование, ученые обнаружили, что в момент получения зарплаты у человека активируются те же зоны мозга, что и при приеме легких наркотиков. Регулярная выдача зарплаты вызывает привыкание, и если ее задерживают, — у людей начинается ломка. Таким образом зарплата очень быстро теряет свой стимулирующий эффект, превращаясь в нечто привычное. Что из этого следует? Невозможно создать эффективную систему стимулирования — люди привыкнут к ней. Задача топ-менеджера — эту систему постоянно изменять. Система бонусов. Но все равно деньги были и остаются мощным стимулом, особенно — система бонусов. В Индии провели такой эксперимент: нескольких людей пригласили в шатер, где находились головоломки, требующие различных навыков. Прежде чем начать решать головоломки, люди выбирали себе бонусы — плата за день их работы, за месяц, за полгода. Лучше справились с решением головоломок те, кому выпал самый низкий бонус. Почему так случилось? Когда человек выбирает ту или иную сумму, мысленно он ее начинает тратить. И когда он понимает, что может потерять сейчас то, что уже как бы купил в своих мечтах, у него повышается уровень стресса, он начинает волноваться, и риск потерь снижает его производительность. Второй фактор — социальное давление. Чем сложнее задачу мы решаем, тем больше наблюдение влияет на нас. Производительность ухудшатся в разы под влиянием людей. Закон Йеркса-Додсона. Ученые Роберт Йеркс и Джон Додсон исследовали взаимодействие повышения производительности и внешних стимулов. Когда крысу били током сильнее, она быстрее находила выход из лабиринта. Однако так происходит до определенного момента, после чего увеличение силы тока приводило к полной пассивности крысы. Относительно производительности труда происходит так же — при стимулировании производительность повышается, но затем начинает снижаться. Оказалось, — чем сложнее лабиринт, тем быстрее производительность оказывается на пике. Что из этого следует:
В обществе есть много правил, которых придерживаются люди, однако объяснить эти правила не представляется возможным. Это отдельный мир — мир невысказанных правил. Дело в том, что все люди находятся друг с другом в двух видах взаимодействия одновременно — социальных нормах и рыночных отношениях. В первом случае нам важна теплота отношений. Во втором — эквивалентность. Так как эти виды взаимодействий влияют на производительность труда? Люди всегда переводят свою производительность труда в соответствии с представлением о справедливости оплаты этого труда. Это происходит бессознательно, вы даже не знаете, стали ли вы работать хуже или лучше. В тоже время социальные нормы также обеспечивают большую производительность. Именно поэтому и возникла корпоративная культура, когда компании пытаются построить с сотрудниками особый тип отношений. Не рыночный, а какой-то другой. Можно построить систему стимулирования, базирующуюся только на финансовых стимулах. Или же на социальных нормах, но не надо смешивать. Потому что пространство рыночных норм со временем убьет пространство норм социальных. Если вы хотите построить с сотрудниками хорошие отношения, не хвалите их одновременно с вводом системой штрафов — вы тут же обесцените социальные нормы. Обучайте людей, тем самым вы подписываете с ними социальный контракт. И помните о подарках, которые в наших отношениях выполняют роль посредников. Подарок соединяет мир социальных и рыночных норм и обладает огромным стимулирующим потенциалом. Если есть выбор между деньгами и подарком, лучше дайте подарок, значимый для человека.
Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…
Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…
В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…
У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…
Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…