Консультації

Таможенная стоимость товаров и методы ее определения

 Волинец Людмила

Довольно часто заявленная декларантом таможенная стоимость ввозимого товара вызывает сомнение у таможенных органов и как следствие начинаются консультации. Контролеры требуют массу документов, которых вполне может и не быть у импортера. Результатом таких согласований может быть решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара и естественно в большую сторону. Что делать импортеру в таких ситуациях? Всегда ли нужно идти на поводу у контролирующих органов и чем может обернуться судебный спор с таможенниками?

При ввозе на территорию Украины из-за рубежа иностранные товары проходят через таможенный режим импорта. Субъект хозяйствования, уплатив все таможенные платежи, установленные законами Украины на импорт этих товаров, и исполнив все необходимые таможенные формальности (в том числе и декларирование ввозимого товара), может выпустить его в свободное обращение на территории Украины (ч. 1 ст. 74 гл. 13 разд. V ТК Украины).

Одним из самых важных контролируемых показателей в таможенной декларации является таможенная стоимость ввозимого товара.

Таможенная стоимость представляет собой заявленную декларантом или определенную таможенным органом стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, которая исчисляется на момент пересечения товарами таможенной границы Украины.

Грань между заявленной таможенной стоимостью и стоимость товара, определенной таможней очень хрупкая. Проще говоря, контролирующий орган либо соглашается с ценой инвойса, либо повышает стоимость, согласно с ценой по таможенной базе товаров, доступной только самим таможенникам.

Таможенной стоимостью товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, является стоимость товаров, используемая для таможенных целей, базирующаяся на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (ч. 1 ст. 49 гл. 8 разд. III ТК Украины).

   Сведения о таможенной стоимости товаров используются для:

    • начисление таможенных платежей;
    • применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины;
    •  ведения таможенной статистики;
  • расчета налогового обязательства, определенного по результатам документальной проверки.

К примеру, базой обложения НДС для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, является договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости этих товаров, определенной в соответствии с разд. III ТК Украины, с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате и включенных в цену товаров (п. 190.1 ст. 190 разд. V НК Украины).

Заявление таможенной стоимости товаров

Заявление таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом или уполномоченным им лицом при декларировании товаров.

Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, обязаны (ч. 2 ст. 52 гл. 8 разд. III ТК Украины):

    • заявлять таможенную стоимость, определенную ими самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с контролирующим органом;
    • представлять контролирующему органу достоверные сведения об определении таможенной стоимости, которые должны базироваться на объективных, документально подтвержденных данных, поддающихся исчислению;
  • нести все дополнительные расходы, связанные с корректировкой таможенной стоимости или предоставлением контролирующему органу дополнительной информации.

В случаях, определенных ТК Украины, для заявления таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины согласно таможенному режиму импорта, контролирующему органу, который проводит таможенное оформление этих товаров, вместе с таможенной декларацией и другими необходимыми для таможенного оформления указанных товаров документами в установленном порядке подается декларация таможенной стоимости (ДТС) (ч. 4 ст. 52 гл. 8 разд. III ТК Украины).

ДТС подается в случае:

1) если к цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, прибавляются расходы, указанные в ч. 10 ст. 58 гл. 9 разд. III ТК Украины, и если они не включались в цену;

2) если из цены, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, выделены расходы, указанные в ч. 11 гл. 8 разд. III ТК Украины;

3) если покупатель и продавец связаны между собой.

В других случаях ДТС подается по собственному желанию декларанта или уполномоченного им лица.

В ДТС приводятся сведения о методе определения таможенной стоимости товаров, числовое значение таможенной стоимости товаров и ее составляющих, условия внешнеэкономического договора, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, и предоставлены документы, подтверждающие указанное (ч. 2 ст. 52 гл. 8 разд. III ТК Украины).

Заявление таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины в режимах, отличных от режима импорта, осуществляется при декларировании этих товаров путем заявления в таможенной декларации сведений о числовом значении их таможенной стоимости и о документах, его подтверждающих.

Документы, представляемые декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости

Документами, которые подтверждают таможенную стоимость товаров, являются:

1) ДТС, которая подается в случаях, определенных в частях 5 и 6 ст. 52 гл. 8 разд. III ТК Украины, и документы, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости, на основании которых производился расчет таможенной стоимости;

Методы определения таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины согласно таможенному режиму импорта

Определение таможенной стоимости товаров, которые ввозятся в Украину в соответствии с таможенным режимом импорта, осуществляется следующими «шестью» методами (ч. 1 ст. 57 гл. 9 разд. III ТК Украины):

1) основной — по цене договора (контракту) относительно товаров, которые импортируются (стоимость операции);

2) второстепенные:

а) по цене договора относительно идентичных товаров;

б) по цене договора относительно подобных (аналогичных)
товаров;

в) на основе вычитания стоимости;

г) на основе добавления стоимости (исчисленная стоимость);

ґ) резервный.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины согласно таможенному режиму импорта, является первый метод — по цене договора (стоимости операции).

Метод определения таможенной стоимости по цене договора (контракта) относительно товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины согласно таможенному режиму импорта, применяется в случае, если:

Метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора (контракта) относительно товаров, которые импортируются, не применяется, если использованные декларантом или уполномоченным им лицом сведения не подтверждены документально или не определены количественно и достоверны и/или отсутствует хотя бы одна из составляющих таможенной стоимости, которая является обязательной при ее исчислении.

Каждый следующий метод применяется только в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода согласно нормам ТК Украины.

Применению второстепенных методов предшествует процедура консультаций между контролирующим органом и декларантом с целью определения основы стоимости согласно положениям статей 59 и 60 гл. 9 разд. III ТК Украины.

Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров

Контролирующий орган во время осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров обязан (ч. 4 ст. 54 гл. 8 разд. III ТК Украины):

    • осуществлять контроль заявленной декларантом или уполномоченным им лицом таможенной стоимости товаров путем проверки числового значения заявленной таможенной стоимости, наличия в представленных указанными лицами документах всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары;
    • предоставлять декларанту или уполномоченному им лицу письменную информацию о причинах, по которым заявленная ими таможенная стоимость не может быть признана;
    • предоставлять декларанту или уполномоченному им лицу письменную информацию о порядке и методе определения таможенной стоимости, примененных в случае корректировкитаможенной стоимости, а также относительно оснований осуществления такой корректировки;
  • выпускать в свободное обращение товары, которые декларируются:

— в случае признания контролирующим органом заявленной таможенной стоимости товаров — при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости;

— в случае согласия декларанта или уполномоченного им лица с решением контролирующего органа о корректировке таможенной стоимости товаров — при условии уплаты таможенных платежей согласно таможенной стоимости, определенной контролирующим органом;

— в случае несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением контролирующего органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров — при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости товаров и предоставления гарантий в соответствии с разд. X ТК Украины в размере, определенном контролирующим органом в соответствии с ч. 7 ст. 55 гл. 8 разд. III ТК Украины.

Следовательно, если декларируя товар, импортер получил решение о корректировке таможенной стоимости, то ему, прежде всего, нужно внимательно проверить данное решение, которое обязательно должно содержать (ч. 2 ст. 55 гл. 8 разд. III ТК Украины)

    • обоснованные причины непризнания заявленной таможенной стоимости;
    • информацию, вызвавшую сомнение в правильности определения заявленной таможенной стоимости (с числовыми значениями ее составляющих, таможенной стоимостью идентичных или подобных товаров, другие условия, влияющие на цену товара);
    • исчерпывающий перечень дополнительных документов, перечисленных в ч. 3 ст. 53 гл. 8 разд. III ТК Украины (например, каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) производителя товара, копию таможенной декларации страны отправителя и т. д.), при дополнительном предоставлении которых таможенная стоимость может быть признана таможенниками;
    • обоснование числового значения таможенной стоимости, скорректированной таможенниками, и факты, повлиявшие на проведение корректировки;
  • информацию о том, что импортер в любом случае имеете право:

— на выпуск товара в свободный оборот (при согласии с корректировкой — после уплаты таможенных платежей из таможенной стоимости, определенной на таможне, а при несогласии — после уплаты таможенных платежей из заявленной таможенной стоимости и предоставления гарантий на «доначисленную»
часть таможенной стоимости определенную таможенниками);

— оспорить решение о корректировке у руководства таможни высшего уровня или в суде.

То есть, помимо уплаты таможенных платежей из таможенной стоимости, определенной декларантом, ему придется гарантировать уплату «доначисленной» разницы таможенных платежей, рассчитанных из таможенной стоимости, определенной таможенным органом (как прописано в разд. X ТК Украины).

Срок действия гарантий — 90 календарных дней со дня выпуска товаров. В этом случае в таможенной декларации указывается:

В течение 80 дней со дня выпуска товара в свободный оборот декларант может предоставить таможенникам дополнительные документы в защиту заявленной им таможенной стоимости (ч. 8 ст. 55 гл. 8 разд. III ТК Украины).

Эти документы таможенники должны рассмотреть в течение 5 рабочих дней с даты их подачи. После чего:

    • либо вынести новое решение (теперь уже в пользу декларанта) об определении таможенной стоимости и отменить старое решение о корректировке таможенной стоимости;
    • либо предоставить обоснованный отказ в определении заявленной таможенной стоимости с учетом дополнительных документов.
  • В случае, кода обоснованный отказ от таможни не поступит в установленный срок, то считается, что декларант таможенную стоимость определил правильно. Соответственно решение о корректировке отменяется, а предоставленная финансовая гарантия возвращается (освобождается).

Возвращать гарантийные деньги будут с депозитного счета, открытого на имя контролирующего органа в Госказначействе. Возврат финансовой гарантии проводится по правилам, прописанным в пунктах 1 — 9 разд. II Порядка № 618.

Для этого декларант должен подать на таможню заявление в произвольной форме, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером. В заявлении нужно указать причину возврата денег, реквизиты банка, код ЕГРПОУ плательщика-юридического лица. Также нужно сделать отметку о направлении средств (например, на счет плательщика).

Если так и не удалось обосновать таможенную стоимость, то доначисленные таможенные платежи (в том числе и НДС) придется все же уплатить на единый казначейский счет (ч. 1 ст. 298 гл. 43 разд. IХ ТК Украины). Это произойдет автоматически, путем списания денежных средств с гарантийного счета в бюджет.

Как видим, вопрос с определением метода определения таможенной стоимости товаров очень сложный и запутанный.

Для того, чтобы понять всю сложность ситуации по согласованию с контролирующими органами методов определения таможенной стоимости товаров приведем примеры из судебной практики, которые показывают не только сложность процедуры консультаций, но и масштабы расхождений в таможенной стоимости ввозимых товаров.

Список использованных документов

КАС Украины — Кодекс административного судопроизводства Украины

НК Украины — Налоговый кодекс Украины

ТК Украины — Таможенный кодекс Украины

Классификатор способов расчетов — Классификатор способов расчетов, утвержденный приказом Минфина Украины от 20.09.2012 г. № 1011 «Об утверждении ведомственных классификаторов информации по вопросам государственного таможенного дела, используемых в процессе оформления таможенных деклараций»

Порядок № 618 — Порядок возврата плательщикам налогов средств, учитываемых на соответствующих счетах таможенного органа как предоплата, и таможенных и других платежей, ошибочно и/или излишне оплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, утвержденный приказом Гостаможслужбы от 20.07.2007 г. № 618

Определение № 826/9881/13-а — Определение Высшего административного суда Украины от 14.05.2015 г. № 826/9881/13-а «Об отмене решения и карточки отказа» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/44243682)

Постановление № 21-326а14 — Постановление Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины от 16.03.2016 г. № 21-326а14 «О признании бездеятельности противоправной и взыскании излишне уплаченных налогов и сборов» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/56786369)

Постановление № 826/9881/13-а — Постановление Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины от 22.03.2016 г. № 826/9881/13-а «О признании противоправными и отмене решения и карточки отказа» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/56939721)

Источник материала: Бухгалтер911

Share
Опубліковано
Buhgalter
Мітки: зедмитниця

Recent Posts

Чи застосовується підвищуючий коефіцієнт до доходів у негрошовій формі при розрахунку військового збору?

Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…

2 тижні ago

Як вибрати та купити ортопедичний матрац 160×200: практичний гід

Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…

3 тижні ago

Масова розсилка SMS для бізнесу

В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…

3 тижні ago

Як обрати найкращий обмінник?

Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…

3 тижні ago

Мінімальна заробітна плата та прожитковий мінімум у 2025 році

У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…

3 тижні ago

Настройки прицела и прочие параметры игрока w0nderful

Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…

3 тижні ago