Несмотря на то что уведомления о приеме на работу применяются уже 4 года, вопросы у работодателей о применении этого документа остаются и поныне.
С 1 января 2015 года работодатели (как юридические, так и физические лица) обязаны уведомлять налоговые органы по месту учета о приеме работников на работу по трудовому договору.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 КЗоТ работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления соответствующего органа ГФС о приеме работника на работу в порядке, установленном КМУ.
Порядок уведомления о приеме работника на работу был утвержден постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413 (далее — Постановление № 413), согласно которому уведомление представляется работодателем в территориальный налоговый орган по основному месту учета как плательщика единого взноса.
Форма уведомления утверждена этим же постановлением КМУ.
В соответствии с Постановлением № 413 уведомление о приеме работника на работу может быть предоставлено одним из следующих способов:
Указанный документ ограничений в отношении представления уведомления по почте не содержит, впрочем, как и саму возможность направления его по почте. Однако, по мнению Минсоцполитики и ГФС, Постановлением № 413 не предусмотрена возможность направления уведомления по почте(письма от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15, от 10.08.2015 г. № 1038/13/84-15, от 25.09.2015 г. № 20344/6/99-99-17-03-03-15).
Несмотря на то, что ч. 3 ст. 24 КЗоТ предусмотрено только, что работник не может быть допущен к работе без уведомления органа ГФС, в настоящее время это трактуется таким образом, что орган ГФС необходимо заранее уведомить о том, что такого-то числа работник будет принят на работу, то есть до начала работы.
Такая позиция обосновывается тем, что формой уведомления предусмотрены две колонки (8 и 9), а значит, дата приказа (распоряжения) о приеме работника на работу и дата начала работы работника должны быть разными (письмо Минсоцполитики от 04.08.2015 г. № 432/13/155-15, от 10.08.2015 г. № 1038/13/84-15, от 29.04.2016 г. № 492/13/84-16).
Хотя из текста вышеупомянутой статьи это не следует, поскольку в ней сказано «без уведомления», а не «должен быть уведомлен до приема работника на работу».
Поэтому, на наш взгляд, не может считаться нарушением этой нормы ситуация, когда работник принят на работу 1 октября и 1 октября в орган ГФС было направлено уведомление. Некоторыми специалистами рекомендуется при приеме работника на работу, допустим, в 8:00 направить средствами электронной связи налоговому органу уведомление, а в 8:15 принять работника на работу с отражением этого времени в табеле учета рабочего времени.
По этой ситуации есть также положительная судебная практика (постановление по делу № 404/2222/16-п). В указанном деле уведомление о приеме на работу было предоставлено в орган ГФС через 1 час после допуска работника к работе, о чем свидетельствует табель учета рабочего времени (в табеле работник приступил к работе в 8:00, а уведомление получено органом ГФС в 9:07). В данном судебном решении указано, что поскольку фактический допуск работника к работе осуществлен на основании приказа о приеме на работу, то несвоевременное представление уведомления о приеме на работу не свидетельствует о том, что фактический допуск к работе осуществлен без оформления трудового договора, на основании чего руководитель предприятия был освобожден судом от административной ответственности. Аналогичное решение принято судом и по делам № 404/2115/16-п и № 815/675/17. Кроме того, в последнем решении судом указано, что нет оснований также для применения финансовой ответственности к предприятию в виде штрафа на основании ч. 2 ст. 265 КЗоТ.
Мы привели положительные судебные решения, однако, учитывая неоднозначность судебной практики, целесообразнее все-таки направлять уведомление до начала работы, чтобы не вступать в споры с Гоструда.
Несмотря на то что уведомления о приеме на работу применяются уже 4 года, вопросы у работодателей о применении этого документа остаются и поныне. За разъяснениями работодателям лучше обращаться в Минсоцполитики, потому как органы ГФС от разъяснений открещиваются, объясняя это тем, что они лишь орган, принимающий уведомление (письма ГФС от 01.09.2015 г. № 8286/К/99-99-17-03-03-14, от 08.10.2015 г. № 37321/7/99-99-17-03-01-17, от 24.04.2017 г. № 8638/6/99-99-13-02-03-15, от 24.02.2017 г. № 3895/6/99-99-13-02-03-15).
Поскольку согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ уведомление представляется работодателем относительно работников, состоящих в трудовых правоотношениях, то к таким категориям работников относятся:
Учитывая многочисленность вопросов работодателей, Минсоцполитики периодически сообщает о случаях, когда уведомление о приеме на работу не предоставляется в органы ГФС:
Форма уведомления о приеме на работу утверждена Постановлением № 413. Особенности заполнения этой формы следующие:
Пунктом 2 приложения к Постановлению № 413 установлены типовые формы уведомлений:
Так, если работодателем допущена ошибка в уведомлении в связи с этим необходимо внести изменения в уведомление о приеме на работу, подается «отменяющее» уведомление с ошибочными сведениями и одновременно «начальное» уведомление с правильными данными (письмо от 22.06.2016 г. № 746/13/84-16, от 09.10.2015 г. № 1336/13/84-15, разъяснение Минсоцполитики в газете «Праця і зарплата» № 24 (1084) июнь 2018 года, стр. 6).
Из разъяснений Минсоцполитики также следует, что поскольку формой уведомления предусмотрена возможность представления отменяющей формы уведомления, то в случае, если работник не вышел на работу, в орган ГФС следует направить такое отменяющее уведомление, а именно заполнить все графы уведомления согласно форме, утвержденной Постановлением № 413, в том же порядке, что и при приеме работника на работу, только в графе 2 «Тип» проставить отметку не «начальное», а «отменяющее» (письмо Минсоцполитики от 10.08.2015 г. № 1038/13/84-15, письмо Минсоцполитики от 29.04.2016 г. № 492/13/84-16).
Также следует обратить внимание на то, что за представление «отменяющего» уведомления о принятых работниках органам ГФС и за подачу уточняющей информации ответственность не предусмотрена (письмо от 22.06.2016 г. № 746/13/84-16, разъяснение Минсоцполитики в газете «Праця і зарплата» № 11 (1023) март 2017 года, стр. 11).
Прямая норма, которой была бы установлена ответственность за непредставление, несвоевременное представление в орган ГФС уведомления о приеме работника на работу действующим законодательством не установлена.
Поэтому нарушение требований ч. 3 ст. 24 КЗоТ относится к иным нарушениям трудового законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 41 КУоАП в этом случае может быть наложен административный штраф на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц — предпринимателей. Размер штрафа составляет от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн), за повторное нарушение штраф предусмотрен в размере от 100 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 5100 грн).
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 265 КЗоТ к работодателю (юридическому или физическому лицу — предпринимателю) может быть применена финансовая ответственность в виде штрафа за нарушение иных требований трудового законодательства в размере минимальной заработной платы.
Однако, по мнению Минсоцполитики и Гоструда (письма от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15, от 10.08.2015 г. № 1038/13/84-15, от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15, от 29.04.2016 г. № 5043/4/4.1-ДП-16), в случае непредставления или несвоевременного представления уведомления в орган ГФС применяется финансовая ответственность, предусмотренная ст. 265 КЗоТ, а также административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 41 КУоАП (от 8500 до 17 000 грн).
Причем, с точки зрения Гоструда, уведомление органа ГФС о приеме на работу является теперь частью процесса заключения трудового договора, которая состоит из издания приказа и собственно представления уведомления (письмо Гоструда от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15). Подход, конечно, крайне фискальный и необоснованный, так как ч. 3 ст. 41 КУоАП не предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) уведомления о приеме на работу.
Однако указанная позиция Минсоцполитики не является официальным разъяснением и, как указано в этих письмах, носит лишь информационный характер, не устанавливая каких-либо правовых норм.
При этом оставлять указанные письма без внимания никак нельзя и необходимо разобраться в необоснованности такой позиции. Так, согласно ст. 265 КЗоТ юридические лица и физические лица — предприниматели несут финансовую ответственность в виде штрафа, в частности, в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта) — в тридцатикратном размере минимальной заработной платы за каждого работника. В то же время непредставление или несвоевременное представление уведомления в орган ГФС не является допуском работника к работе без оформления трудового договора, поэтому в данном случае указанная норма ст. 265 КЗоТ применяться не может.
Аналогичная ситуация и в части применения административной ответственности к должностным лицам в соответствии с ч. 3 ст. 41 КУоАП, которой также предусмотрена ответственность в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта).
Таким образом, информационное сообщение Минсоцполитики и Гоструда (согласно квалификации этого органа), изложенное в вышеуказанных письмах, необоснованно.
К такому же выводу пришли и судебные инстанции при рассмотрении дел о применении ответственности к работодателям, из которых следует, что неуведомление в установленном порядке органов ГФС о приеме на работу работника до начала его работы не свидетельствует о том, что между работником и работодателем не оформлен трудовой договор (постановление по делу № 404/2222/16-п, № 404/2115/16-п и № 815/675/17).
Причем заключение трудового договора и уведомление налогового органа о приеме на работу являются самостоятельными обстоятельствами и поэтому не могут считаться частью друг друга. Иными словами, уведомление о приеме на работу не является частью процесса заключения трудового договора.
Согласно ст. 265 КЗоТ штрафы, указанные в ч. 2 данной статьи, налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в порядке, предусмотренном КМУ, то есть Гоструда.
Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушения законодательства о труде и занятости населения» от 17.07.2013 г. № 509 определены порядок и механизм наложения штрафов на работодателей за нарушение законодательства о труде должностными лицами Гоструда.
Одним из актуальных вопросов является также вопрос уведомления о приеме на работу директора на вновь созданное предприятие.
Вопрос о назначении директора вновь созданного предприятия согласно ст. 99 ГКУ рассматривается учредителями, как правило, одновременно с вопросом о создании юридического лица и утверждении его устава. Этим же протоколом собрания учредителей вновь назначенного директора могут уполномочить на осуществление регистрационных действий по вопросам регистрации юридического лица, в том числе и подписи регистрационной карточки формы № 1. Таким образом, фактически директор приступает к исполнению должностных обязанностей с момента его назначения решением учредителей.
Однако поскольку согласно ч. 4 ст. 87 ГКУ и ч. 4 ст. 25 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон о госрегистрации) юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации, а датой государственной регистрации юридического лица является дата внесения в ЕГР записи о проведении государственной регистрации юридического лица, то дата приема директора на работу не может быть ранее даты регистрации юридического лица в ЕГР.
При этом отметим, что при заполнении регистрационной карточки формы № 1 необходимо, в частности, указать сведения о руководителе (директоре) юридического лица. Если директор был уполномочен учредителями юридического лица на осуществление регистрационных действий, то он также подписывает и регистрационную карточку.
Оригинал устава вновь созданного предприятия с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации юридического лица и выписка из ЕГР согласно ч. 6 ст. 25 Закона о госрегистрации выдаются в течение 24 часов, кроме выходных и праздничных дней, после получения госрегистратором от органов статистики, ГФС и ПФУ сведений о взятии на учет такого юридического лица. То есть до получения выписки из ЕГР с указанием кода ЕГРПОУ пройдут еще 2–3 дня.
При заполнении формы уведомления необходимо указать сведения о юридическом лице — работодателе, в том числе его код ЕГРПОУ.
Таким образом, направить в орган ГФС уведомление о приеме на работу директора вновь созданного юридического лица можно только после его государственной регистрации и получения выписки из ЕГР. То есть выполнить требования действующего законодательства относительно уведомления органа ГФС в данном случае невозможно.
В сложившейся ситуации можно издать приказ о том, что директор приступает к исполнению своих обязанностей в день (со дня) получения выписки из ЕГР и в этот же день направить в орган ГФС уведомление о приеме на работу директора.
Хотя это только предложение выхода из ситуации и, к сожалению, проблема применения (неприменения) штрафа остается нерешенной.
К сожалению, от конкретного ответа о решении данной проблемы Минсоцполитики уклоняется, указывая, что в случае приема директора на вновь созданное предприятие уведомление о его приеме на работу обязательно, но оно подписывается лицом, определенным внутренними документами предприятия или учредительными документами (письма Минсоцполитики от 14.12.2015 г. № 752/13/116-15, от 18.09.2015 г. № 14209/0/14-15/13). При этом в данном органе не удосужились подумать о том, какие могут быть внутренние документы предприятия, если оно только создается, их не может быть априори, поскольку такие документы утверждаются руководителем, а он еще не принят на работу. Получается, по мнению Минсоцполитики, вопрос о том, кто может (уполномочен) подписать уведомление, представляемое в орган ГФС, необходимо предусмотреть в уставе, а если такого условия в нем нет, то нужно внести изменения в устав, зарегистрировать их и т. д.
Если высшим органом управления юридического лица было принято решение о смене директора (в связи с увольнением прежнего и назначением нового), то согласно п. 9.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588, необходимо подать в налоговый орган по основному месту учета регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с пометкой «Изменения», в котором отражаются сведения о новом директоре. Такое заявление должно быть подано в налоговый орган в 10-дневный срок с момента принятия решения о назначении нового директора (возникновения изменений в учетных данных налогоплательщика — юридического лица).
В случае получения от государственного регистратора сведений о внесении изменений в ЕГР в связи со сменой директора и принятия от юридического лица регистрационного заявления по форме № 1-ОПП с пометкой «Изменения» налоговый орган вносит соответствующие изменения в Единый банк данных юридических лиц.
Поскольку вновь назначенный директор предприятия является наемным работником, то согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ в отношении него в налоговый орган должно быть представлено уведомление о приеме на работу.
Учитывая, что представление уведомления о приеме на работу и внесение изменений в Единый банк данных юридических лиц в связи со сменой директора (путем подачи регистрационного заявления по форме № 1-ОПП) регулируются разными нормативными документами, по мнению ГФС, данная ситуация не является исключением для представления уведомления о приеме на работу (письма ГФС от 02.10.2015 г. № 20929/6/99-99-17-03-03-15, от 28.10.2015 г. № 22788/6/99-99-17-03-03-15).
Отметим, что проблемы с уведомлением о вновь назначенном директоре такие же, как и при назначении директора на вновь созданном предприятии.
Источник: Аверс Бухгалтерия
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…
У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…
Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…
Порушення умов договору – це серйозна проблема, яка може призвести до фінансових втрат, втрати часу…
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…