В сфере грузовых автоперевозок заметно выделяются те, кто предлагает заказчикам комплексный подход, — водители-экспедиторы. Клиент снимает с себя бремя организации транспортировки груза, а водители открывают для себя дополнительные способы дохода за счет расширения перечня предоставляемых услуг.
Впрочем, всем хорошо до тех пор, пока не начинаются трудности. При перевозках возможны дорожно-транспортные происшествия, повреждение груза вследствие ненадежного крепления, груз могут украсть на местах стоянки автотранспорта. То есть имеют место множество разнообразных случаев, когда клиента начинают интересовать не только вопросы комфортного сотрудничества, но и важные аспекты материальной ответственности, ведь комфорт очень быстро заканчивается там, где начинаются расходы.
Вот здесь и важно понимать, где заканчивается зона ответственности водителя, а где начинаются прямые функции экспедирования. Как разграничить эти два статуса и к кому предъявлять претензии?
Первый контакт: водитель или экспедитор?
Начать анализ необходимо с выяснения природы правоотношений между клиентом (заказчиком) и водителем-экспедитором. С кем именно заключается договор?
По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.909 ГКУ).
А по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст.929 ГКУ). И ч.2 ст.929 ГКУ установлено, что положения этой главы Кодекса распространяются также на случаи, когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Согласно ст.1 Закона № 1955(1) экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования. Исходя из сути услуг, предоставляемых экспедитором, дальнейшая схема сотрудничества с заказчиком выглядит следующим образом:
клиент (заказчик) – экспедитор – перевозчик (водитель)
Заключая договор транспортного экспедирования, водитель-экспедитор выступает по этому договору как организатор транспортного экспедирования, а также одновременно принимает на себя обязательства по его непосредственному выполнению. Впрочем, клиентом по договору транспортного экспедирования согласно ст.1 Закона № 1955 является потребитель услуг экспедитора. Таким образом, отношения «клиент — экспедитор» являются первичными, поэтому водитель-экспедитор, в случае невыполнения договора транспортного экспедирования, будет отвечать перед клиентом как экспедитор. По поводу разграничения статусов водителя и экспедитора в постановлении ВХСУ от 21.06.2017 г. № 922/3614/16 сказано, что «…законодатель разъединил на отдельные институты услуг «перевозку» и «транспортное экспедирование» и определил, что по договору перевозки у перевозчика возникает обязанность доставить груз в пункт назначения получателю, а у экспедитора по договору транспортного экспедирования выполнить лично экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза, или организовать их выполнение».
Зона ответственности водителя (перевозчика)
Водитель-экспедитор, приняв на себя обязательства по непосредственному выполнению перевозки груза, получает ряд определенных обязанностей, за которые он несет ответственность как перевозчик. Стоит напомнить, что перевозчик согласно ст.924 ГКУ виновен в несоблюдении целостности груза до тех пор, пока не докажет обратное (презумпция вины перевозчика). Впрочем, это компенсируется четким перечнем действий, за которые перевозчик несет ответственность.
К первому аспекту ответственности перевозчика относится вопрос предоставления транспортного средства для выполнения договора. Объем и основания такой ответственности оговариваются сторонами при заключении договора.
Вторым аспектом, относящимся к зоне ответственности водителя, является соблюдение сроков доставки груза. Данный вид ответственности наступает в случае виновного невыполнения условий договора в части временных рамок осуществления доставки груза, учитывая правила, установленные ст.919 ГКУ.
Третьим и самым важным аспектом ответственности перевозчика является вопрос утраты, недостачи, порчи или повреждения груза. Этот аспект следует рассмотреть подробнее. Под утратой подразумевается невозможность перевозчика выдать получателю груз в связи с его кражей или физическим уничтожением. Недостачей следует считать выдачу получателю груза в количестве меньшем, чем то, которое было вверено перевозчику. Под порчей или повреждением груза следует понимать его механические, биологические или химические изменения, которые привели к уменьшению ценности.
Возвращаясь к вопросу презумпции вины перевозчика, стоит отметить, что последний автоматически считается виновным в несоблюдении целостности груза в части вышеприведенных аспектов его (груза) сохранности.
Например, в постановлении ВСУ от 23.03.2016 г. № 6-2086цс15 сказано, что перевозчик должен доказать наличие следующих обстоятельств, чтобы избежать ответственности за несоблюдение целостности груза:
- наличие вины грузоотправителя;
- наличие особых естественных свойств перевезенного груза;
- наличие недостатков тары и упаковки, которые нельзя было установить путем внешнего осмотра при приеме груза к перевозке;
- других обстоятельств, наличие которых исключает вину перевозчика и когда несохранность груза стала следствием таких обстоятельств, характеризующихся одновременно двумя признаками, которые указаны далее.
Так, первый из таких признаков — устранение данных обстоятельств не зависит от перевозчика. То есть перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, если, в соответствии с законодательством и договором перевозки, он не несет обязанность по устранению указанных обстоятельств. А второй признак — перевозчик не мог предотвратить эти обстоятельства.
Ответственность водителя-экспедитора
В соответствии со ст.14 Закона № 1955 по умолчанию экспедитор отвечает перед клиентом «…за количество мест и вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, соответствие упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, заверенных подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования».
Впрочем, необходимо отметить, что экспедитор принимает на себя персональную ответственность за действия привлеченных к выполнению договора лиц. Абзацем третьим этой же статьи установлено, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия.
Таким образом, объединяемый статус водителя-экспедитора возлагает на экспедитора как на лицо, которое отвечает перед клиентом, ответственность за те аспекты, которые относятся к ответственности перевозчика. Классический статус экспедитора как лица, возместившего клиенту вред, причиненный другим лицом, согласно ст.1191 ГКУ дает ему право обратного требования (регресса) к виновному лицу (например, перевозчику) в размере выплаченного возмещения.
Впрочем, при объединении статусов водителя и экспедитора предъявлять обратное требование некому, поскольку сам экспедитор является перевозчиком. Устраняя из схемы правоотношений личность водителя как отдельного участника процесса выполнения договора, экспедитор никоим образом не избавляется от ответственности, которая возложена на грузоотправителя(2).
Таким образом, в круг обязанностей экспедитора можно смело ввести обязанность по:
- проверке пригодности подвижного состава;
- проверке пригодности контейнеров для перевозки;
- проверке пригодности систем и средств крепления груза;
- подготовке груза к отправлению и его упаковке;
- погрузке и креплению груза.
За нарушение обязанностей по договору транспортного экспедирования экспедитор отвечает перед клиентом в соответствии с гл.51 ГКУ (ст.934 ГКУ). Таким образом, экспедитор несет общую ответственность, установленную за нарушение гражданско-правовых обязательств.
Клиент, условия договора с которым нарушены, имеет право:
- прекратить отношения с таким экспедитором в одностороннем порядке при условии, если это предусмотрено договором транспортного экспедирования;
- требовать изменения условий договора транспортного экспедирования;
- требовать от экспедитора уплаты неустойки;
- требовать от экспедитора возмещения убытков и морального вреда.
По поводу возможной полной материальной ответственности экспедитора отметим следующее. Полная материальная ответственность — это категория, имеющая источник своего правового регулирования в сфере трудовых правоотношений, а именно вопрос возложения полной материальной ответственности регулируется ст.134 КЗоТ. Таким образом, для возложения на экспедитора полной материальной ответственности необходимо, чтобы такой экспедитор состоял с заказчиком в трудовых правоотношениях.
Должность экспедитора отнесена к перечню должностей и работ, занимаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности. При наличии трудовых отношений между заказчиком и экспедитором, а также в случае заключения соглашения о полной материальной ответственности экспедитор будет нести (в предусмотренных законодательством случаях) такую ответственность в формах: договорной ответственности (при наличии соответствующего договора) и деликатной ответственности (при наличии трудовых отношений).
Ответственность транспортно-экспедиторской компании
Особых отличий в объеме ответственности между физическим лицом — водителем-экспедитором и юридическим лицом — транспортно-экспедиторской компанией не много. Впрочем, они есть. Хотя транспортно-экспедиторская компания и предоставляет одновременно услуги перевозчика и экспедитора, но вероятность, что транспортно-экспедиторскую компанию представляет одно лицо, одновременно выполняющее функции экспедитора и водителя, крайне мала. А это, в свою очередь, говорит о том, что для выполнения договора будет осуществляться непосредственное привлечение третьих лиц. И здесь — скрытые угрозы для клиента. Во-первых, транспортно-экспедиторские компании относятся к текстам своих соглашений гораздо более придирчиво, нежели физические лица — предприниматели, которые из-за высокой конкуренции идут на большие уступки клиентам, принимая на себя дополнительные риски с целью получить заказ.
Транспортно-экспедиторские компании, как правило, заключая договоры, делают все возможное для того чтобы разграничить правоотношения перевозки груза и его транспортного экспедирования и исключить вопрос ответственности экспедитора за целостность и сохранность груза при выполнении договора.
В качестве примера такой ситуации, когда экспедитору удалось избежать ответственности за уничтожение груза, можно привести постановление ВХСУ от 14.06.2013 г. № 48/644-31/269-16/263-2012, которым установлено, что «условиями договора поручения… не предусмотрено возложение на ответчика функций перевозчика, доставки груза в пункт назначения и выдачи его получателю, а лишь организация перевозки». Экспедитор избежал ответственности, поскольку в договоре не предусматривалось, что в зону его ответственности входит вопрос сохранности груза, а перевозку осуществляло другое привлеченное лицо. Наличие соответствующего пункта в договоре защищает клиента от дальнейших проблем (см., например, постановление ВХСУ от 28.10.2015 г. № 909/215/15).
Таким образом, оформляя правоотношения с водителем-экспедитором или с транспортно-экспедиторской компанией, заказчик избавляется от лишних хлопот, связанных с организацией перевозки, а возможные претензии сможет предъявить одному, конкретному лицу. Впрочем, наличие таких комфортных условий для перевозчика создает и другой, обратный аспект, который заключается в потере диверсификации рисков. Ошибившись в оформлении договора с таким лицом, клиент лишает себя возможностей в дальнейшем обращаться с требованиями к другим участникам, привлеченным к выполнению перевозки груза, поскольку не состоит с такими участниками в отдельно оговоренных правоотношениях.
Заключая договор с перевозчиком и экспедитором в одном лице, необходимо быть крайне внимательным и оговаривать соответствующую правовую связь между предоставлением услуг перевозки и транспортного экспедирования, чтобы иметь возможность компенсации причиненных убытков экспедитором как лицом, ответственным за организацию перевозки, даже тогда, когда вред клиенту причинен в зоне ответственности перевозчика.