Головна » Бухгалтеру » Консультації » Все про РРО с 01.07.2015: кого касается, чего ждать, что делать
Консультації

Все про РРО с 01.07.2015: кого касается, чего ждать, что делать

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

В каких случаях нужно использовать РРО, какие затраты и риски при этом несет продавец, можно ли избежать покупки и установки РРО – обо всем этом мы уже неоднократно писали. За две недели до очередного дня «Ч» самое время обобщить, повторить и напомнить: какие изменения в применении РРО уже произошли в 2015 году, а какие произойдут в самое ближайшее время.

Общие правила

Использование РРО в Украине регулируется специальным законом – «О применении регистраторов расчетных  операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далее – Закон про РРО).

Этот Закон является обязательным к выполнению для юрлиц и физлиц-предпринимателей. На физлиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, адвокатов, нотариусов и т.д., не имеющих предпринимательского статуса, действие Закона про РРО не распространяется.

Согласно данного Закона, использовать РРО с целью фиксирования расчетов с покупателями нужно в случае проведения оплаты:

– наличными деньгами;

– платежными картами;

– платежными чеками;

– жетонами.

Также через РРО проводится фиксирование операции по возврату покупателю денег за возвращенный товар или не предоставленную услугу (в случае отказа покупателя от нее), за которые покупатель ранее расплатился.

При этом покупателю обязательно выдается расчетный документ – фискальный кассовый чек на товары (услуги) или фискальный товарный чек выдачи денег, обязательные реквизиты которых установлены Положением о форме и содержании расчетных документов, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Поэтому большинству юрлиц и физлиц-предпринимателей обязательно нужно проводить указанные выше расчетные операции через РРО. А для этого такой РРО нужно купить, установить и запрограммировать с учетом специфики собственной деятельности (о чем далее). Результатом подготовки РРО к работе должна быть возможность не только фиксировать факт продажи или возврата товара (услуги) в контрольной ленте, но и распечатки фискального чека с достоверной информацией о данной операции и всеми обязательными реквизитами.

Кто может не использовать РРО

Статья 9 Закона про РРО устанавливает окончательный перечень юрлиц и физлиц-предпринимателей, которые могут не использовать РРО для проведения расчетов с покупателями. Список можно посмотреть здесь.

Обратите внимание: с 01.01.2015 г. из числа таких лиц исключены те юрлица, которые предоставляют услуги (ранее они могли принимать оплату и возвращать деньги за услуги в наличной форме, при помощи платежных карт и т.д., не применяя РРО, разумеется, при условии оформления приходных и расходных кассовых ордеров по каждой такой платежной операции).

Как разъясняли сами налоговики, в связи с этим расширяется сфера применения РРО предприятиями, которые предоставляют услуги (парикмахерские, салоны красоты, спортклубы, химчистки, сервисные центры по ремонту бытовой техники и т.п.). Таким образом, с 01.01.2015г. предприятия сферы услуг при проведении расчетов должны были применять РРО на общих основаниях.

Интернет-торговля и РРО

На сегодняшний момент ситуация такова, что, с одной стороны, контролирующие госорганы давно хотят свести Интернет-торговлю (как товарами, так и услугами) к торговле за наличные, а значит, вынудить использовать таких торговцев РРО с выдачей покупателям фискальных чеков.

Так, Законом про РРО предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. И с 01.01.2015 г. из Закона про РРО был исключен пункт об освобождении от применения РРО и РК при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции), то есть сети Интернет.

То есть, как говорят налоговики, субъекты хозяйствования при продаже товаров в сети Интернет, в том числе физические лица-предприниматели плательщики единого налога 2 (с 1 января 2016 г.) и 3 групп (с 1 июля 2015 г) должны применять РРО и выдавать покупателю расчетный документ установленной формы.

С другой стороны, при расчете через Интернет при помощи банковских платежных карт, место реализации товаров/услуг и место оплаты за них не совпадает. А Закон про РРО требует проведения расчетной операции через РРО именно по месту реализации товаров/услуг. В результате такого несовпадения многие субъекты хозяйствования, а иногда и сами налоговики, утверждают: при данной форме расчетов, даже в рамках Интернет-торговли, РРО не нужен (см. по данному поводу письмо ГФСУ от 30.03.2015 г № 6556/6/99-99-22-07-03-15).

Единщики и РРО

Много шуму наделали в 2015 г. изменения в НКУ и в Закон про РРО, касающиеся применения РРО предпринимателями-единщиками (У юрлиц-единщиков льгот по данному поводу не было, поэтому их  в 2015 г. коснулись только общие изменения, например, в части услуг и Интернет-торговли, которые мы рассмотрели ранее).

Итак, что гласит закон?

А закон требует применения РРО для:

А) плательщиков единого налога третьей группы — с 01.07.2015 г.;

Б) плательщиков единого налога второй группы — с 01.01.2016 г.

Напомним, что к третьей группе плательщиков единого налога с 1 января 2015 года относятся предприниматели с годовым оборотом до 20 млн. грн., а также плательщики единого налога, ранее относившиеся к четвертой, пятой и шестой группам.

Не использовать РРО для проведения расчетов с покупателями смогут лишь единщики первой группы, а также единщики второй и третьей групп, которые торгуют на рынках или в розницу через средства передвижной сети. Напомним, что к средствам передвижной розничной сети на сегодня относятся автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т.д.

Те же, кто не попадает под данные критерии освобождения, и при этом получает оплату от покупателей наличными или платежными картами, обязаны будут проводить расчеты с такими покупателями через РРО, выдавая им фискальный чек. Например, необходимость установить РРО появится в общественном транспорте, даже если лицо, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров за наличные, является единщиком – см. консультацию налоговиков.

Как уйти от применения РРО

Аналитики всей страны сейчас размышляют и дают советы и рекомендации о том, как же легально уклониться от обязанности покупки и установки РРО, в том числе единщикам-предпринимателям, для которых это наиболее острый вопрос. Например, вы сможете прочитать такие рекомендации в этой статье.

Большая часть рекомендаций сводится к:

– переходу на исключительно безналичные расчеты с покупателями;

– переходу в первую группу единоналожников;

– если предприниматель торгует продукцией собственного производства, то создания юрлица на едином налоге.

Чего ждать

Переход единщиков на РРО поддерживают практически все госорганы, от КМУ до Минфина и ГФСУ. Поэтому сегодня вряд ли можно ожидать отмены необходимости проведения таких расчетов через РРО предпринимателями-единщиками на законодательном уровне. Тем не менее, в парламенте зарегистрирован Законопроект №2049а, которым предложено установить мораторий на использование регистраторов расчетных операций плательщиками единого налога (физическими лицами-предпринимателями) первой, второй и третьей групп.

Автор проекта, нардеп Валентин Ничипоренко (Возрождение), уверяет, что в случае принятия данного проекта будет снято социальное напряжение, созданы благоприятные условия для налаживания конструктивного диалога между государством и субъектами предпринимательства с целью урегулирования вопросов администрирования бизнеса на паритетных условиях.

При этом в законопроекте не предусмотрен срок, на который предложено установить мораторий (обычно под мораторием понимается отсрочка какого-либо обязательства на определенный период, а не полная отмена).

Проверки и штрафы по РРО

Согласно Закона про РРО за непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы в случаях, определенных этим законом, штрафные санкции применяются в таких размерах:

за нарушение, совершенное впервые — 1 гривна;

— за нарушение, совершенное во второй раз — 100% стоимости проданных с нарушениями, установленными этим подпунктом, товаров (услуг);

— за каждое последующее совершенное нарушение — в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим подпунктом, товаров (услуг).

Временно до 1 июля 2015 года субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований Закона про РРО:

— при оказании услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и удостоверенных печатью в установленном порядке;

— при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты в случае, если эти операции осуществляются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов согласно нормативным актам НБУ, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода;

— при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции).

Напомним, что помимо штрафа за неиспользование РРО для проведение расчетных операций, действующее законодательство предусматривает целый ряд других возможных нарушений,  в том числе, нехранение как Z-отчетов, упомянутых выше, так и контрольной ленты, в которых фиксируются операции, проведенные через РРО. Применяются такие штрафы налоговиками при проверках, как правило, фактических, проведением так называемых «контрольных закупок», когда прежде чем объявить, что к вам пришла внеплановая проверка, специалист из ГНИ покупает товар и следит за правильностью проведения расчетов с ним, как с покупателем.

Обратите внимание:

— предпринимателей третьей группы могут проверять по вопросам использования РРО уже после 1 июля 2015 года;

— предпринимателей второй группы – после 01.01.2016 года.

Освобождение от проверок и штрафов

Законодательство предусматривает освобождение от проверок порядка применения РРО плательщиков единого налога второй и третьей групп в случае, если предприниматели в период с 01.01.2015 г. до 30.06.2015 г. начнут применять зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО.

При этом предприниматели освобождаются от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО до 1 января 2017 года.

То есть для того, чтоб избежать проверки еще полтора года, нужно в ближайшие две недели “всего лишь” купить, зарегистрировать и начать применять РРО. Это касается плательщиков единого налога и третьей группы (которые и так должны применять РРО с 1 июля 2015 г.), и второй (для которых граничный срок – 1 января 2016 г.).

Если нет – то этой льготой воспользоваться не получится и соотв. вам грозят проверки и уже упомянутые штрафы: 1 гривна, 100% стоимости и, наконец, пятикратный размер

Покупка РРО

К РРО относятся:

– электронный контрольно-кассовый аппарат;

– электронный контрольно-кассовый регистратор;

– компьютерно-кассовая система;

– электронный таксометр;

– автомат по продаже товаров (услуг).

Выбирая модель РРО, стоит учитывать такие факторы:

  1. Выбранная модель РРО должна быть внесена в Госреестр РРО, который размещен на сайте ГФСУ, а программное обеспечение должно соответствовать конструкторско-технологической и программной документации производителя.
  2. Выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, где она будет использоваться (РРО в киоске, магазине или такси, скорее всего, будут разными).

Приобретая РРО, субъект хозяйствования должен помнить, что продавец во время продажи РРО обязан:

 – в присутствии покупателя проверить наличие эксплуатационных документов и целостность пломб производителя, соответствие его комплектности эксплуатационным документам;

 – сделать запись в паспорте (формуляре) о дате продажи, скрепить ее подписью уполномоченного лица продавца и штампом предприятия, осуществляющего такую продажу;

 – выдать покупателю документы, удостоверяющие факт покупки и содержащие перечень центров сервисного обслуживания (далее — ЦСО), которые заключили с производителем (поставщиком) договор о техническом обслуживании и ремонте этой модели регистратора.

Напомним, что с 1 января 2015 года разрешается первичная регистрация лишь РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже иностранной валюты.

Постановка РРО на учет в ГНИ

Для регистрации РРО владелец (или им уполномоченное лицо) должен обратиться в орган ГФС (ГНИ) по основному месту его учета, как налогоплательщика.

Предприятие также может зарегистрировать РРО по местонахождению своих обособленных подразделений (филиалов, дочерних предприятий), которые расположены  на территории  другой территориальной единицы (города, села и т.д.).

Порядок подачи заявок и перечень документов, которые необходимо подавать для регистрации РРО, сроки регистрации, определенные в порядке регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, утвержден приказом Миндоходов Украины от 28.08.2013 г. № 417.

В течение 2-х рабочих дней после подачи заявления специалисты ГНИ присваивают РРО фискальный номер (десятизначное число, которое должно указываться во всех фискальных чеках такого РРО, а также во всех других случаях, прямо предусмотренных законодательством). О таком присвоенном фискальном номере владельцу РРО выдается справка по форме № 2-РРО, действительная 5 рабочих дней. В течение таких 5 рабочих дней РРО нужно опломбировать и ввести в эксплуатацию. Форма акта, который должен заполнить представитель сервисного центра, утверждена Постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.

Для завершения процедуры регистрации РРО предприятие до истечения срока действия справки о резервировании фискального номера предоставляет в ГНИ справку об опломбировании РРО и акт ввода в эксплуатацию РРО. В случае непредоставления или несвоевременного предоставления указанных документов справка о резервировании фискального номера считается недействительной.

После чего не позднее следующего рабочего дня ГНИ проводит регистрацию РРО и предоставляет субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение РРО по форме № 3-РРО.

В частности, именно там вы сможете прочитать сводную информацию о формировании владельцем РРО так называемых Z-отчетах – фискальных чеках, в которых отражается информация о расчетных операциях, проведенных через такой РРО в течение дня, и хранятся у продавца, и обычных фискальных чеках, которые выдаются покупателям.

Точку зрения налоговиков касательно налогового учета самих РРО вы можете прочитать здесь.

 

Где и как обслуживать РРО

Как указано выше, узнать о перечне сервисных центров, которые обслуживают данную конкретную модель РРО, можно при ее покупке у продавца. И именно с одним из таких центров владелец РРО заключит договор об его обслуживании. Порядок технического обслуживания и ремонтов РРО установлен постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.

Перевод РРО в фискальный режим обеспечивает безусловное выполнение фискальных функций, то есть единовременное внесение, долгосрочное хранение в фискальной памяти, многоразовое считывание и невозможность изменения итоговой информации об объеме расчетных операций, проведенных через такой РРО.

Поэтому приобретенный РРО следует перевести в фискальный режим работы. Эту функцию берет на себя центр сервисного обслуживания, с которым субъект хозяйствования заключает договор обслуживания РРО. Такой сервисный центр переводит РРО в фискальный режим работы и заносит выданный ГНИ фискальный номер в фискальную память РРО. Фискализация проводится один раз за весь период эксплуатации РРО. При этом РРО должен обеспечить невозможность последующего выхода из фискального режима работы.

Сервисный центр обеспечивает техническую подготовку РРО к его дальнейшей эксплуатации, в соответствии с особенностями хозяйственной деятельности его владельца, налогов, которые он уплачивает, ассортимента товаров/услуг, которые он реализует, и т.д.

Именно сервисный центр проводит ремонты РРО в случае их поломок и предоставляет субъекту хозяйствования документы, подтверждающие выход РРО из строя, проведение его ремонта или невозможность его ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Источник:«Дебет-Кредит»


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Наша розсилка