- Первое «но» заключается в том, что в тексте Указа №418/2019, размещенного на официальном сайте Президента, речь идет об отмене Указа №436 от 12.06.95 г., а на самом деле этот Указ имеет номер 436/95. Казалось бы мелочь, но нет – есть все основания утверждать, что Указ №436/95 продолжит свое действие. На сегодня официальная публикация Указа №418/2019 не состоялось, и быть может в его текст еще успеют внести необходимые правки по нумерации. Кстати, таких ошибок в нумерации отменяемых указов Президента предостаточно.
- Второе «но» заключается в том, что «свято место пусто не бывает». Ни налоговики, ни Минфин, ни НБУ не допустят, чтобы штрафные санкции по кассовым операциям отсутствовали как таковые.
- за превышение установленных лимитов остатков наличности в кассах – в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;
- за неоприходование (неполное и / или несвоевременное) оприходование в кассах наличности – в пятикратном размере неоприходованной суммы;
- за расходование наличных денег из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда (за исключением экстренных (неотложных) обстоятельств – социальных выплат гражданам на захоронения, помощи при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы), при наличии налоговой задолженности – в размере осуществленных выплат (штраф уже не работающий, поскольку не действуют соответствующие запреты);
- за превышение установленных сроков использования выданной “под отчет” наличности, а также за выдачу наличных средств “под отчет” без полного отчета по ранее выданным средствам – в размере 25 % выданных “под отчет” сумм;
- за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств, – в размере уплаченных средств;
- за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению – в размере израсходованной наличности (штраф уже не работающий, поскольку Положения о кассовых операциях в национально валюте, как утвержденное действующим постановлением НБУ №148, так его предшественником, утвержденным постановлением НБУ №637, не предусматривают контроля за целевым использованием полученной наличности).
- за неустановление учреждениями банков лимитов остатка наличности в кассах – в пятидесятикратном размере необлагаемого минимума доходов граждан за каждый случай такого неустановления (штраф тоже не работающий по причине того, что уже давно лимит кассы не устанавливается / утверждается банком, а рассчитывается и утверждается непосредственно предприятием).
Уже на сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрирован и прошел комитеты Проект Закона «О некоторых вопросах применения финансовых санкций за нарушение норм по регулированию обращения денежной наличности» №9451 от 27.12.2018 г. Законопроект предусматривает следующие санкции:
1) За превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах – в размере 100 % от суммы выявленной сверхлимитной наличности (а не 200% как нынче);
2) за неоприходование (неполное и / или несвоевременное оприходование) в кассах наличности – в двукратном размере неоприходованной (не в полном объеме и / или несвоевременно оприходованной) суммы (а не пятикратном как теперь);
3) за превышение установленных сроков использования выданных “под отчет” наличных средств, а также за выдачу “под отчет” наличных средств без полного и своевременного отчетности по ранее выданным средствам – в размере 25 процентов выданных “под отчет” сумм;
4) за проведение наличных расчетов (кроме расчетов, проведенных с применением регистраторов расчетных операций в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг») без выдачи получателем наличных средств документа установленной формы и содержания (квитанции к приходному кассовому ордеру, расчетной квитанции, другого предусмотренного законодательством документа), подтверждающего уплату лицом наличных денежных средств, – в размере уплаченных средств.
Как видите предусматривается и штрафов меньше (убрали откровенно устаревшие), и сами штрафы по ряду позиций будут меньше.
То, что этот Законопроект будет принят, сомнений практически нет, вопрос только времени, потому как с учетом досрочных парламентских выборов процесс может затянуться.
В итоге повезет тем, кого будут проверять в период отсутствия штрафных санкций в законодательном поле – их вообще не смогут оштрафовать, в том числе за периоды, когда штрафы еще действовали. Тех, кого будут проверять после законодательного утверждения новых штрафов, смогут оштрафовать уже за любые периоды, в том числе за периоды действия Указа №436/95, за периоды, когда штрафы не действовали, но штрафовать будут уже исходя из новых размеров штрафных санкций.
Согласно тексту Указа, он вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования. В субботу 22 июня 2019 он был опубликован в “Правительственном курьере” №116 / 2019. А значит, с 23 июня 2019 отменены финштрафы за нарушение кассовой дисциплины.
P.S.: Штрафы, предусмотренные ст. 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» №265/ 95-ВР от 06.07.1995 г.(РРО и расчетные книжки), продолжают свое действие. Об этом такженапоминают и налоговики (ред.)
Соответсвенно, полное облегчение пока испытывать рано.
Аудиторская фирма “Фортекс”