Фінанси

Выручка и ее отображение в финансовой отчетности

Что такое выручка?

Выручка – один из важнейших аспектов работы и отчетности любой компании. Исказите в отчете размер выручки и у вас можете серъёзно увеличится “бумажная” прибыль. 

Если брать статистику – то более 50% всех скандалов, которые касаются фальсификации отчетности, связаны именно с завышением размера выручки.

В МСФО учету выручки посвящен целый стандарт 18 “Выручка”

Для того, чтобы правильно признавать в учете выручку, необходимо в первую очередь понимать бизнес-модель компании, то есть понимать суть ее деятельности. 

Как правило компании раскрывают в своей отчетности в какой момент они учитывают выручку от продажи своих товаров или услуг. Так, что обращайте на это внимание, когда ознакамливаетесь с отчетностью какой-нибудь компании. Это может дать вам очень ценную информацию.

И давайте ознакомимся с определением который нам  дают стандарты МСФО.

Выручка – валовый приток экономической выгоды за период, возникающий в ходе обычной деятельности компании, и приводящий к увеличению собственного капитала, иному чем за счет акционеров.

Важный момент: суммы, полученные в пользу третей стороны не являются выручкой. Как пример таких сумм можно привести налог на добавленную стоимость, который мы не включаем в состав наших доходов в учете. 

Выручка возникает в ходе обычной деятельности и может иметь разные названия, но суть ее от этого не меняется:

  • выручка от реализации;
  • вознаграждение;
  • проценты, роялти, дивиденды;
  • Арендная плата

Условия признания выручки

Согласно МСФО компания признает выручку в тот момент когда выполняются все условия:

  • компания, оказала все или большую часть услуг, которые она должна оказать клиенту;
  • компания понесла все или значительную часть затрат на оказание этих услуг и оставшаяся часть затрат может быть достаточно точно оценена;
  • компания получила от клиента денежные средства, обязательства по оплате или какой-то другой актив, для которого можно достаточно точно определит его себестоимость и можно быть уверенным в том, что обязательства переданные этим клиентом будут им выполнены.

Пока не очень понятно, что же тут имеется в виду, поэтому давайте разберем каждое условие отдельно.

Компания оказала все или большую часть услуг, которые она должна оказать клиенту.

Для того чтобы получить доход вы должны сделать, то что обещали клиенту, то есть не просто подписать договор, а еще и выполнит то, что в нем написано. Даже если вы взяли от клиента 100% предоплату но не сделали, то что обещали в учете выручка не признается.

Важно: момент продажи и момент получения денег в бизнесе как правило не совпадает. В признании выручки мы ориентируемся на момент продажи.

Многие директора думают, что именно в тот момент когда компания получила деньги, то уже можно и зафиксировать факт оказания услуги. Это очень глубокое заблуждение.

И для подтверждения этого факта приведем пару примеров:

  • Вы купили билет на поезд. Когда у “Укрзализныци” возникнет доход?  Не в момент продажи билета, так как услуга вам не оказана. А вот после того как вы проедетесь на поезде в учете будет признан доход от оказания услуги;
  • Или например вы купили тур за границу. Когда турфирма признает у себя выручку? Правильно – когда вы съездите в этот тур и вернетесь оттуда.

Есть специфические виды бизнеса, где такой подход не срабатывает, это просто нецелесообразно. Особенно это актуально для крупных проектов, таких как строительство. На практике такие проекты разбиваются на множество маленьких этапов. Сделал кусочек работы, заказчик его принял –  в учете можно признавать доходы. 

Компания понесла все или значительную часть затрат на оказание этих услуг и оставшаяся часть затрат может быть достаточно точно оценена

Если мы что-то для кого-то делаем мы как правило несем затраты для того, чтобы это сделать. Нюансы связанные с применение данного условия обычно проявляются в дополнительных услугах или обязательствах, которые компания берет на себя за определенный период.

Компания получила от клиента денежные средства, обязательства по оплате или какой-то другой актив, для которого можно достаточно точно определит его себестоимость и можно быть уверенным в том, что обязательства переданные этим клиентом будут им выполнены.

Выручку мы признаем тогда, когда уверены что мы получим деньги за свои услуги и клиент согласен за них заплатить.  Ведь иногда мы можем поставлять клиенту ненужные ему товары, за которые он не будет платить. 

Оценка выручки

Выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или подлежащему получению встречного представления.

Что такое встречное представление? 

В большинстве случаев оно предоставляется в форме денежных средств (ДС) или их эквивалентов, а сумма выручки это полученная или ожидаемая к получению сумма ДС или их эквивалентов.

В случае отсрочки поступления ДС, справедливая стоимость встречного представления может быть меньше полученной или ожидаемой к получению номинальной суммы ДС.

Например если вы продаете в рассрочку, то справедливая стоимость встречного представления определяется дисконтированием будущих поступлений с применением метода эффективной процентной ставки. 

Как быть в случае бартера?

Товары и услуги могут обмениваться как на аналогичные или же отличающиеся товары и услуги. Если обмен происходит на аналогичные – то такой обмен не рассматривается как операция создающая выручку. Если же обмениваются отличающиеся товары и услуги – то такая операция создает выручку.

Как же оценить такие товары и услуги?

Выручка измеряется по справедливой стоимости полученных товаров и услуг, скорректированных на сумму переведенных ДС и их эквивалентов.

Если же справедливая стоимость полученных товаров не может быть точно определена, выручка измеряется по справедливой стоимости переданных товаров и услуг, скорректированная на сумму переведенных ДС и их эквивалентов.

Продажа товаров

Давайте рассмотрим критерии признания выручки при продаже товаров.  Выручка от продажи товаров признается тогда, когда удовлетворяются все следующие условия:

  • Продавец перевел на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с владением товара;
  • Продавец более не участвует в управлении и не контролирует проданный товар;
  • Сумма выручки может быть надежно оценена;
  • Возникновение притока в компанию экономических выгод связанных со сделкой является вероятным и размер понесенных или ожидаемых затрат может быть надежно измерен.

Если продавец сохраняет значительные риски владения, сделка не является продажей. Это бывает в таких случаях:

  • Продавец сохраняет ответственность за неудовлетворительную деятельность, которая не покрывается стандартными гарантийными обязательствами;
  • Получение выручки зависит от того, получит ли покупатель выручку от продажи этого товара;
  • Отправленные товары подлежат установке, а установка составляет значительную часть контракта, которую продавец еще не выполнил;
  • Покупатель имеет право расторгнуть сделку покупки по причине, определенной в контракте и продавец не уверен в окончательном получении дохода.

Если продавец сохраняет риски, но они незначительные – выручка признается (например – продажа товаров розничным магазином, которые покупатель сможет вернуть, если товары ему не подойдут).

Следует отметить, что законодательство разных стран может по разному определять конкретное время, когда считается, что компания передает риски связанные с владением товара. Этот момент надо учитывать и ориентироваться на него при анализе.

Ситуации связанные с продажей товаров

Товары не отгружены, но на них уже выписаны накладные

Товары уже готовы к отправке, но покупатель попросил отложить доставку, но к нему переходит право собственности и он принимает счет. Выручка в таком случае признается при условии, что:

  • Существует высокая вероятность, что доставка будет осуществлена;
  • Товар имеется в наличии и готов к доставке на момент признания выручки;
  • Покупатель признает, что доставка будет отложена;
  • Применяются стандартные условия оплаты.

Если у покупателя есть только намерение приобрести товары ко времени поставки – выручка не признается.

Товары отгружаются на определенных условиях

Монтаж и проверка

Обычно доход признается после доставки и монтаж и проверка завершена, но если монтаж предоставляет собой простую процедуру или проверка осуществляется только с целью определения конечной цены товара то выручка признается немедленно после доставки товара.

Продажа по договору консигнации

Выручка признается поставщиком, когда товары проданы получателем третей стороне.

Оплата после поставки

Выручка признается, когда осуществлена поставка и деньги получены продавцом или его агентом.

Поставка после оплаты

Поставка осуществляется после  полной оплаты. Выручка признается в тот момент, когда товары поставлены. Но выручка может быть признана и раньше, если товары готовы к поставке, значительная часть предоплаты получена и когда есть признаки, что большая часть продажи будет осуществлена до конца полностью. 

Получена предоплата (частично или полностью) до поставки товаров не имеющихся в запасах

Выручка признается тогда, когда товары доставлены покупателю.

Договор с обратной покупкой

Такие договора предполагают, что продавец может выкупить товары на более позднюю дату.

Выручка признается если сущность договора в том, что продавец переводит риски и выгоды собственности на покупателя.

Рассрочка платежа

Договора, по которым расчет осуществляется частями.

Выручка, относящаяся к стоимости продажи, исключая процентную составляющую, признается на дату продажи. 

Стоимость продажи – дисконтированная стоимость погашения, определенная путем дисконтирования подлежащих получения платежей с использованием ставки дисконтирования.

Предоставление услуг

Согласно МСФО 18, в случаях когда результат сделки может быть надежно оценен, выручка связанная с данной сделкой, должна признаваться относительно стадии завершенности сделки на отчетную дату.

Признание выручки по стадии завершенности сделки часто называют методом “по мере готовности”. Согласно этому методу выручка признается в том периоде, когда предоставляется услуга.

Стадия завершенности может быть определена различными способами, компания использует тот который обеспечит надежное измерение выполненной работы. В зависимости от характера работы эти методы могут включать:

  • Наблюдение за выполненной работой;
  • Услуги оказанные до отчетной даты, как процент от общего объема услуг, которые должны быть оказаны;
  • Пропорциональное соотношение затрат по договору, понесенных на дату составления отчета, к оценочной величине общих затрат по сделке.

Если услуга не разовая, а предоставляется периодически на протяжении определенного периода времени, выручка признается на основе прямолинейного метода.

Если результат операции, предполагающей оказание услуг, не может быть надежно оценен, выручка должна признаваться только на величину признанных возмещаемых расходов.

Ситуации связанные с предоставлением услуг

Монтаж

Монтаж признается как выручка, с учетом этапов завершения монтажа или установки, если монтаж не является составной частью продажи товаров, если же это так выручка от монтажа признается одновременно с продажей товаров.

Вознаграждение за обслуживание, включенное в цену товара

Выручка от комиссионных признается в течении периода предоставления услуги.

Реклама

Выручка за трансляцию – признается, когда данная реклама показывается зрителям или передается по радио слушателям.

Выручка за производство – признается в соответствии со стадией завершенности проекта.

Плата за вход, вступительный взнос

Выручка признается, когда мероприятие проведено. Если это абонемент на несколько мероприятий, то оплата распределяется на основе, которая отражает объем выполненных услуг по каждому мероприятию.

Плата за обучение

Выручка признается в течении времени обучения

Франшиза

Вознаграждение по франчайзинговому договору могут покрывать предоставление первоначальных и последующих услуг, оборудования и других материальных активов, ноу-хау. Такие вознаграждения признаются выручкой на основе, отражающей задачи, выполнение которых предполагалось. 

Нюансы учета выручки

И хотелось бы еще остановиться на некоторых особо распространенных ситуациях получения выручки, и как их следует отобразить в учете.

Отложенная выручка

Отложенная выручка образуется в том случае, если компания заключила договор на поставку товаров или оказания услуг, получила деньги или обязательства от клиента, но выполнять свои обязательства будет в течении какого-то времени. 

Например клиент купил в магазине технику и двухлетний сервисный контракт на ее обслуживание на сумму 200 грн. Выручка от продажи техники будет признана сразу, а вот сервисную составляющую придется растянуть на два года.

При покупке сервисного контракта в учете будет сделана запись:

Денежные средства (+200)=Отложенная выручка (+200)

После первого года в учете будет сделана следующая запись:

Денежный средства = Отложенная выручка (-100) + Прибыль (+100)

Если компания понесла какие-либо расходы по обслуживанию контракта:

Денежные средства (-20) = Прибыль (-20)

Отложенная прибыль

Отложенная прибыль образуется, когда у продавца перед покупателем остаются значительные обязательства, которые могут повлиять на конечную прибыль. 

Право возврата товара

Если существует вероятность, того что покупатель вернет купленные товары, то продавец может часть полученной выручки зафиксировать в виде отложенной выручки ( например какой-то % от суммы).

Если клиент вернет товар, то возврат будет осуществлен за счет отложенной выручки и на доход компании это никак не повлияет. 

Если срок возврата прошел, то отложенная выручка получит статус признанной.

Итак, мы с вами рассмотрели вопросы учета выручки согласно МСФО, условия ее признания, как она оценивается и узнали про некоторые нюансы ее учета.

 

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Чи застосовується підвищуючий коефіцієнт до доходів у негрошовій формі при розрахунку військового збору?

Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…

2 дні ago

Як вибрати та купити ортопедичний матрац 160×200: практичний гід

Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…

5 днів ago

Масова розсилка SMS для бізнесу

В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…

5 днів ago

Як обрати найкращий обмінник?

Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…

1 тиждень ago

Мінімальна заробітна плата та прожитковий мінімум у 2025 році

У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…

1 тиждень ago

Настройки прицела и прочие параметры игрока w0nderful

Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…

1 тиждень ago